Театр Стаса Намина - опера ПОБЕДА НАД СОЛНЦЕМ

Сайт театра Стаса Намина - http://www.stasnamintheatre.ru/ Реконструкция оперы "Победа над Солнцем" Казимир Малевич, Алексей Крученых, Михаил Матюшин, Велимир Хлебников. Сто лет тому назад в местечке Уусикиркко под Санкт-Петербургом (ныне Поляны Ленинградской области) случилось очень-очень маленькое грандиозное событие: «Первый всероссийский съезд футуристов». «Очень маленькое» потому, что участников «съезда» было всего трое: Алексей Кручёных, Михаил Матюшин и Казимир Малевич. «Грандиозное» же из-за того, КАКИЕ это были участники -- во-первых, и ЧТО они на этом «съезде» придумали -- во-вторых. А придуман был -- ни много ни мало -- «театр будущего» под соответствующим названием «Будетлянин». Для этого виртуального театра Кручёных, Матюшин и Малевич создали кубо-футуристическую оперу «Победа над Солнцем», пролог для которой написал Велимир Хлебников. Тогда, естественно, никто не мог предположить, что вся эта великолепная четвёрка в полном составе войдет в историю мирового искусства. Футуристическая опера воспринималась всего лишь как эпатажный эксперимент, поэтому первых постановок -- любительских и скандальных -- было всего лишь две: первая в 1913 году в Санкт-Петербурге, и вторая -- в 1920 году в Витебске. После чего «Победу» надолго забыли. Однако впоследствии выяснилось, что в ней было заложено очень и очень многое. Например, знаменитый «Черный квадрат» Малевича, появившийся впервые как элемент декорации оперы, или его же эскизы костюмов, ставшие визитной карточкой гения. В этом же ряду «заумный язык», «заумь» Хлебникова и Кручёных. Да и композитор Матюшин сыграл весьма заметную роль в истории русского авангарда, который спустя более полувека после создания «Победы над Солнцем» начал свое победное шествие по всему миру. Конечно же не осталась без внимания и сама опера. После восьмидесятых годов произошел настоящий взрыв интереса к ней: «Победу» пытались воссоздать выдающиеся мастера по всему миру. Театр Стаса Намина в содружестве с Русским музеем Санкт-Петербурга свою версию реконструкции «Победы над Cолнцем» приурочил точно к столетию со дня первой постановки оперы. Фильм-спектакль «Победа над Солнцем», снятый по постановке театра, был представлен 3 декабря 2013 года в Русском музее. Эта интерпретация, несомненно, является событием в культурной жизни: в ней, с одной стороны, досконально воспроизведены все аутентичные материалы -- от костюмов Малевича, до каждой ноты Матюшина и каждого слова Хлебникова и Кручёных, а с другой -- постановка исключительно современна как по мысли, так и по сценическому языку и звучанию.

1