Центральный проект "Арт-Перми" - печатный Кандинский из коллекции PS Gallery

Художественный салон на «Пермской ярмарке» на протяжении 21 года был неизменной приметой пермской зимы. Открытие салона сразу после новогодних каникул знаменовало начало года и становилось первым большим светским событием в календаре. После переезда «Пермской ярмарки» в торговый центр «Карусель» график выставок изменился: «Арт-Пермь» уступила первенство «Образованию и курьере», а нынче впервые в истории вообще сдвинулась на весну.

Причина — то, что команда «Арт-Перми» готовила и проводила аналогичный салон в Санкт-Петербурге — «Понаехали!». В общем, причина переноса сроков «Арт-Перми» — чисто организационная, но, раз уж так получилось, команда во главе с директором выставки Верой Каргашиной решила, что это отличный повод добавить красок в повседневность, и поэтому темой салона стал «Расцвет».

На протяжении последних лет на «Арт-Перми» непременно есть центральный проект, который, как правило, связан с переосмыслением классики. Нынче такой проект создавался в содружестве с PS Gallery из Санкт-Петербурга, владеющей коллекцией печатной графики Василия Кандинского. Кандинский — известный любитель ярких красок, и к теме «Расцвет», в которой организаторы выставки подчёркивают корень «цвет», его живопись весьма подходит. Увы, о живописи речи здесь нет, а представленная графика — порой разочаровывающего качества.

Организаторы честно написали на этикетках, что литографии, созданные в 1900-е годы, были воспроизведены в 1960-е—1970-е. Очень сомнительно, чтобы оригинальные камни, с которых делались первые серии оттисков, сохранились после всех войн и эмиграций. В общем, надо себя не обманывать: мы имеем дело с копиями. Зато визуально центральный проект решён отлично: дизайнер Василий Логиненко нашёл интересные решения того, как расположить экспонаты, как оформить пространство. Вообще, вокруг имени и работ Кандинского на арт-салоне много любопытного наверчено. Так, пространство перед началом экспозиции стараниями ландшафтного фестиваля «Сады над Камой» превращено в этакий сад-лес из ёлок и странных объектов; как утверждают знающие люди, это 3D-проекция картины Кандинского «Жёлтое-красное-синее», и каждый, кто заходит на выставку, оказывается внутри этой картины. Поверить в это очень трудно. Хотя бы потому, что у Кандинского нет не только ёлок, но и вообще зелёного цвета. Тем не менее живые деревья, высаженные в огромные кубические сосуды с землёй, очень освежают пространство и создают праздничное настроение.

На выставке представлены графические работы из коллекции «Цветозвуки» Кандинского. По словам Каргашиной, центр несколько лет планировал привезти в Пермь этого автора. Коллекция принадлежит семье коллекционеров Бушмаковых, у этой семьи есть в Эрмитаже свой зал, отметила руководитель проекта.

По ее словам, на выставке представлено 67 подлинников литографий, изданных Ниной, супругой Кандинского, уже после смерти автора.

Юлия Баталина, Новый компаньон, 6 марта 2020

Культура 90, 6 марта 2020

1