Маршрут: Места УНОВИСа в Витебске

В 2020 году есть как минимум один очень весомый повод вырваться в Витебск на пару дней — столетие объединения УНОВИС, художники которого творили тут в 1919-1922 годах под предводительством Казимира Малевича. Вместе с компанией А1, поддерживающей мероприятия в честь столетия УНОВИСа, рассказываем, что нужно знать про чудом сохранившийся особняк, где работали художники, опередившие свое время, где в городе искать изображения композиций Малевича на стенах домов и почему стоит гордиться УНОВИСом.

Добраться до Витебска сможешь на поезде – из Минска ходит несколько прямых поездов в день начиная с шести утра. Самый быстрый домчит тебя за три с половиной часа. Чуть дольше займет путешествие на автобусе или маршрутке.

Что такое УНОВИС и почему это круто?

УНОВИС — это авангардная арт-группа, созданная в Витебске Казимиром Малевичем в 1920 году и занимавшаяся радикальным преобразованием искусства того времени. Группа просуществовала всего несколько лет, но стала целым этапом в истории мирового авангарда.

Ул. Марка Шагала

Центром твоего маршрута в честь УНОВИСа будет улица Марка Шагала. Она не очень длинная, но не переживай — впечатлений тебе хватит на целую поездку. Район, где сейчас находится улица, сто лет назад назывался «вторым районом» (первым был тогдашний центр города), он же — Заручавье или Заручавская слобода (потому что располагался за ручьями, которые стекают с Духовской горы). Слобода начала формироваться еще в XVII веке, на главной улице ее, теперешней Калинина, жили кожевники, выделывали кожи и обрабатывали их в кислотах (запах в районе стоял еще тот: деготь, известь, зола). В начале того же XVII века кожевники построили Воскресенскую церковь — и теперешняя улица Марка Шагала называлась тоже Воскресенской. Церковь была деревянной, потом ее перестроили в большую каменную, в стиле барокко. После Второй мировой восстанавливать не стали и в 1960-х окончательно снесли. Когда будешь гулять во дворе за домом номер 4 по улице Марка Шагала — знай, что раньше тут стояла церковь.

Название улицы продолжало переживать приключения. После революции, к первой годовщине Октября улицы и площади переименовывали, и Воскресенская улица стала Бухаринской. Когда Бухарина в 1938 году расстреляли, улица стала называться Оборонной. В 1952 году она стала Авиационной (а в помещении художественного училища хотели разместить аэроклуб). В 1962 году — улицей газеты «Правда». Наконец, после всех переименований, в 2016-м году — улицей Марка Шагала.

Стена Малевича

(ул. Ленина, 18)

Первый дом, который привлечет твое внимание — дом на углу улицы Марка Шагала и Ленина, 18. В 1992 году члены витебского творческого объединения «Квадрат» провели акцию «Стена Малевича». Они расписали здание по эскизу Малевича «Принцип росписи стены, плоскости или всей комнаты, или целой квартиры по системе супрематизма» (ты еще можешь встретить название «Смерть обоям»). Эскиз был написан Малевичем в Витебске, хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Роспись несколько раз восстанавливали художники, студенты художественных факультетов и даже неизвестная малярщица по собственной инциативе. В 2016 году к открытию улицы создали новые росписи. Это был настоящий праздник: в окнах домов читали стихи Маяковского, а в здании проходил перформанс «Победа над Солнцем».

Дом с композицией Supremus 58 («Желтое и черное»)

(ул. Марка Шагала, 8)

Композиция расположена на углу: так, чтобы когда ты идешь по улице, эта роспись открывалась не сразу и не отвлекала внимание от стены Малевича. Работа, на основе которой создана роспись, была сделана в 1916 году и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Дом с композицией Supremus 55 («Капля»)

(ул. Марка Шагала, 6)

Эта работа специально сделана небольшой и расположена на неоштукатуренной стене. Когда сюда падает солнце, возникает ощущение движущейся композиции, а из-за фактуры кирпича работа напоминает мозаику. Композиция в ее основе была создана в 1916 году и находится в Краснодарском художественном музее.

Дом с композицией «Супрематическая живопись. Летящий аэроплан»

(ул. Марка Шагала, 4)

Следующая роспись — это кода. Она самая большая и завершает историю росписей на этой улице, она видна из окон музея. Выбор именно этой работы принципиально важен, потому что полетная и космическая тема была очень значимой для Малевича и его учеников. Она связана с преодолением земного тяготения, со скрытой динамикой. Это как будто чертеж летательного аппарата, или тень на земле от летящего аэроплана, или вид летящего аэроплана, если мы смотрим с земли вверх. Малевич отвлекается от реального объекта и создает его идею по принципам философии Платона. На примере этой композиции понятно, как работы Малевича можно рассматривать с точки зрения архетипов, обнаруживая геометрические формулы в основании мира и мышления, понимая супрематизм как визуальный аналог философской идеи.

Во дворе этого дома располагалась Воскресенская церковь. Также во дворе ты увидишь подсобные постройки — белые с красными дверями. Конечно, это не случайно — это тоже супрематическое решение.

Дом с композицией «УНОВИС»

(ул. Марка Шагала, 3)

Переходи на другую сторону улицы. На этом доме ты увидишь роспись, воспроизводящую обложку первого альманаха УНОВИСа, выпущенного в пяти экземплярах в 1920 году. Внутри были статьи, манифесты и рисунки участников УНОВИСа. Сохранилось два экземпляра — один в частной коллекции, второй в отделе рукописей Третьяковской галереи. Факсимильная копия есть в Музее Витебского народного художественного училища. Во дворе дома — уже знакомые тебе постройки с супрематическими красными дверями и стихом Малевича на стене. Раньше здесь еще был большой сад в сорок деревьев — его даже зафиксировали в реестре витебских садов, но, к сожалению, самих деревьев не сохранилось.

Музей Витебского народного художественного училища

(ул. Марка Шагала, 5)

В 1912 году купец Израиль Вишняк подал в городскую думу прошение, чтобы ему во втором районе города выделили участок для строительства дома. Израиль Вольфович был очень известным и богатым человеком. Он входил во все комиссии и акционерные общества, существовавшие в Витебске, владел несколькими домами во всех районах города. Этот особняк он строил для жилья своей семьи, а остальные сдавал. В 1913 году дом был готов — очень красивый, с дорогой мебелью, хорошо обустроенный, теплый. На улице, где в основном были одно- и двухэтажные дома, это здание выделялось. В 1914 году он его заложил, так что после революции его даже не надо было конфисковывать, особняк уже был в муниципальной собственности. Именно это здание отдали Витебскому народному художественному училищу. Тогда его адрес был Бухаринская, 10. Знаменитый адрес, который присутствует на всех штампах училища.

Как вообще появилось Витебское народное художественного училище? В 1918 году Марк Шагал подал в Народный комиссариат образования докладную записку о необходимости художественного училища в Витебске — и вскоре под здание учебному заведению был выделен особняк банкира Вишняка. Официально училище открылось в 1919 году, в нем было 120 учеников, обучение было бесплатным, поступать можно было с 15 лет. Здесь была мастерская живописи, графики и архитектуры, прикладных искусств, скульптурная и другие. Сам Шагал в 1920-м уезжает в Москву, и его должность занимает художница Вера Ермолаева. Перед тем как уехать, Шагал успел позвать в Витебск Лазаря Лисицкого, чтобы организовать мастерскую графики, печати и архитектуры. Лисицкий же убедил приехать в Витебск Малевича, уже известного автора картины «Черный квадрат», который разрабатывал философию супрематизма. Его назначили профессором-руководителем живописной мастерской — и жизнь училища кардинально изменилась.

Ключевое ключевое событие в истории Витебской художественной школы состоялось 6 февраля 1920 года в Зале Латышского клуба (здание не сохранилось). Это было празднование годовщины училища, художественный митинг и постановка супрематической оперы «Победа над Солнцем», декорации и костюмы к которой создали ученики и ученицы школы. А через неделю после этого молодые художники объявили о создании группы УНОВИС — утвердители нового искусства. Эта группа создавала армию искусства нового мира, они стремились объединить живопись, архитектуру, скульптуру, утверждали супрематизм принципом построения этого нового мира. В общем, это была революция, главными принципами которой были коллективное творчество, свобода мышления и публичного высказывания. В состав объединения входят Казимир Малевич, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лев Юдин, Нина Коган, Лазарь Хидекель, Давид Якерсон, Николай Суетин, Эль Лисицкий, Евгения Магарил и другие художники. Черный квадрат становится эмблемой группы (его носят на рукаве), организация имеет свой устав и печать — тоже в форме квадрата.

Новое искусство быстро вышло за пределы школы: художникам поручили оформить город к революционным праздникам и митингам. В результате получился стрит-арт и паблик-арт за сто лет до того, как фестивали уличного искусства стали модными. Художники создавали росписи стен и трибун, таблички и плакаты, декорировали трамваи (ходили по Витебску до 1925 года) и пароходы. Витебский Комитет по борьбе с безработицей отмечал свое двухлетие и обратился в училище с просьбой помочь украсить их праздник. Письмо было передано Малевичу и Лисицкому, которые возглавили творческую бригаду — в результате многотысячная демонстрация шла под супрематическими знаменами. Супрематическими росписями украсили и здание Белых казарм — только представь себе эту «Vulica Brazil» столетней давности!

Следующая мастерская посвящена Вере Ермолаевой, художнице, которая в 1921 году была здесь ректором, а в 1922 году уехала в Петроград, где преподавала и иллюстрировала книги.

Дальше — кабинет Малевича. Здесь он писал свой главный философский труд, который закончил 11 февраля 1922 года — «Супрематизм. Мир как беспредметность, или вечный покой». Покой здесь означает начало мышления, мира и любого предмета. Это кабинет с секретом — если выключить свет, на стенах появятся стихи Малевича, иллюстрации из издания «Супрематизм. 34 рисунка» и чертеж телескопа, который Малевич сам сконструировал и наблюдал звездное небо, находя соотношение между движением планет и форм в искусстве. Еще одна важная книга, создававшаяся в этом кабинете — «Бог не скинут: Искусство, церковь, фабрика». Она была издана в Витебске в 1922 году. Недавно книгу нашли в частной коллекции и с помощью краудфандинговой кампании выкупили для фонда музея.

Следующая комната — кабинет Шагала. Эта комната совсем не супрематическая, да и сам Шагал не разделял эстетику УНОВИСа. Но здесь есть волшебное зеркало! Рассказывать не будем, это надо видеть.

Из комнаты Шагала ты можешь выйти на внутренний балкон, с которого видна воссозданная на полу композиция Лисицкого «Клином красным бей белых». Лучшее место для фотографий, которое сам музей называет «Сердцем Лисицкого». Там же, внизу – большая фотография выпускников училища 1922 года, легендарный первый мощный выпуск. Перечислим всех художников и художниц на этом культовом снимке: Иван Червинко (занимался ткачеством и хранил архив УНОВИСа), Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган (продолжала супрематическую историю Малевича), Николай Суетин (близкий друг Малевича, который также продолжал разрабатывать идеи супрематизма, а после смерти Малевича создал для него супрематический саркофаг), Лев Юдин (работал в стиле кубизм и оставил подробные дневниковые записи о методике Малевича), Евгения Магарил (отошла от супрематизма, исследовала цвет, работала художницей по текстилю), Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник (еще один преданный последователь Малевича, развивающий его идеи полета и космоса), Лазарь Хидекель (архитектор, придумавший концепции экологической архитектуры и космических городов).

УНОВИС. Июнь 1922. Витебск. Стоят (слева направо): Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил. Сидят (слева направо): Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель

В 1922 году история УНОВИСа в Витебске закончилась, но идеи остались. Илья Чашник и Николай Суетин перенесли разработки супрематистов в прикладные области: они работали на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде, создавая там посуду с супрематическими рисунками и формами. Николай Суетин оформлял выставочные пространства, интерьеры, павильоны. Лазарь Хидекель стал деканом архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института,был новатором, создавшим модели экологических городов и космических станций. Художники УНОВИСа предсказали виртуальную реальность, преобразование городской среды и архитектуру будущего — идеи, которые в то время не могли быть осуществлены. Несколько лет существования УНОВИСа — это как первый выход человека в космос.

Какие еще места в городе связаны с УНОВИСом?

Улица Карла Маркса, где жил Хидекель (дом не сохранился).

Художественный музей (ул. Ленина, 32). Здесь был Окружной суд, затем — Ревтрибунал. К годовщине Октябрьской революции фасад здания был декорирован преподавателями и учениками Витебского народного художественного училища.

«Белые казармы», здание Комитета по борьбе с безработицей (ул. Димитрова, 36, к.1). Это здание было в декабря 1919 года декорировано по экскизам Малевича и Лисицкого.

Латышский клуб, бывшая гостиница Кушнера (здание не сохранилось, располагалось по адресу ул. Пушкинская, 2). Здесь в апреле-мае 1922 года Малевич читал лекции «Новое доказательство в искусстве» и «Бог не скинут (искусство, церковь, фабрика)».

34 тревел, 10 марта 2020

1