От авангарда до соц-арта: культура советского времени

Обложка книги

От авангарда до соц-арта: культура советского времени. Сборник статей в честь 75-летия профессора Ханса Гюнтера / Редакторы-составители: Корнелия Ичин и Илья Кукуй. - Белград: Издательство филологического факультета в Белграде, 2016. Тираж 300 экз. ISBN 978-86-6153-302-0

От составителей

Тематика сборника научных трудов «От авангарда до соц-арта: культура советского времени» определяется не только хронологическими и жанровыми рамками объектов исследования; в первую очередь это научное путешествие по следам многосторонней и разнообразной деятельности ученого-слависта Ханса Гюнтера, к 75-летию которого приурочен выход книги. Культура России ХХ в. далеко не исчерпывает тематический горизонт исследований Гюнтера. Свою кандидатскую диссертацию он защитил по творчеству Н.В. Гоголя; в списке его трудов — публикации о Ф.М. Достоевском и Л. Н. Толстом, И. А. Гончарове и И. С. Тургеневе, Ф. Гельдерлине и Ф. Ницше и мн. др. Статьями о Гоголе и Достоевском мы открываем наш сборник. Однако особое место в кругу интересов Ханса Гюнтера занимала противоречивая история культуры ХХ в. — русский и европейский авангард, советская культура сталинского времени, неофициальная культура 1960–1970-х гг., творчество таких художников, как Андрей Платонов и Сергей Эйзенштейн и др.

Одним из первых Гюнтер начал системное изучение русского авангарда в рамках проекта А. Флакера «Pojmovnik ruske avangarde»; многолетний проект по исследованию советской культуры материализовался в ряд фундаментальных трудов, среди которых следует прежде всего отметить составленные с коллегами сборники «The Culture of the Stalin Period» (London, 1996), «Соцреалистический канон» (СПб., 2000), «Советская власть и медиа» (СПб., 2006). Многочисленные ссылки на труды Ханса Гюнтера в статьях данного сборника являются не просто данью вежливости или жанру фестшрифта, но объективной необходимостью: без первопроходческих работ Гюнтера в самых разных областях изучения литературы, изобразительного искусства, кино, массовой культуры и культурной политики невозможно себе представить современный научный дискурс. Поэтому именно этот период русской культуры — от авангарда 1910-х гг. до актуальных тем современного искусства — стоит в центре внимания исследователей, принявших участие в данном сборнике.

Свидетельством международного признания заслуг Ханса Гюнтера уже стали посвященные ему издания. В 2002 г. в Санкт-Петербурге вышла книга «Советское богатство. Статьи о культуре, литературе и кино», а в 2006 г. в Мюнхене — специальный выпуск журнала «Wiener Slawistischer Almanach», исследующий проблемы телесности в искусстве («Körper in Literatur und Kunst». Bd. 57). Мы рады продолжить эту традицию в Белграде — городе, с которым связан год студенческой жизни Ханса Гюнтера, вдохновленный югославской идеей «третьего пути» и социализма «с человеческим лицом». С начала 2000-х гг. Гюнтер принимал постоянное участие в международных конференциях на филологическом факультете Белградского университета; тем самым выход настоящего сборника отмечает его вклад и в историю сербской русистики.

В сборнике участвуют исследователи из Австрии, Англии, Германии, Италии, Канады, России, Сербии, США, Франции, Хорватии и Швейцарии — многолетние друзья и почитатели научных трудов Ханса Гюнтера, его ученики. Эта книга — дар признательности человеку, чья добросовестность и порядочность, научная дисциплина и полет фантазии, разносторонние интересы и открытость для самых разных научных подходов служат и еще долго будут служить образцом для многих поколений исследователей в самых разных дисциплинах.

Корнелия Ичин, Илья Кукуй

Содержание

От составителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Таня Попович (Белград).
Функция и семантика удвоенных форм в повестях Н.В. Гоголя «Старосветские помещики», «Страшная месть» и «Нос» . . . . . . . . . 7
Ясмина Войводич (Загреб)
Наказание господина Голядкина (О телесном поведении главного героя повести «Двойник» Ф.М. Достоевского) . . . . . . . . . . . . 16
Екатерина Бобринская (Москва)
Искусство-действие итальянских и русских футуристов . . . . . . . . . . . . 28
Ольга Буренина-Петрова (Цюрих)
О смысле фантастического в авангарде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Оге А. Ханзен-Лёве (Вена–Мюнхен)
Замятин: утопическая архаика и архаическая утопия . . . . . . . . . . . . . . 51
Наталия Злыднева (Москва)
Изображение власти / власть изображения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Корнелия Ичин (Белград)
Космогонический ужас в поэзии Александра Введенского . . . . . . . . . . . 84
Константин Баршт (Санкт-Петербург)
Сокровенное «вещество существования» Андрея Платонова
и «таинственное вещество» — радий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Наталья Корниенко (Москва)
Градовская история Андрея Платонова: от ЦЧО к «Че-Че-О» . . . . . . . . . . 117
Евгений Яблоков (Москва)
Каспийская вековуха (Имя героини в рассказе Андрея Платонова
«Песчаная учительница») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Райнер Грюбель (Ольденбург)
Аллегория или символика, противопоставление природы и культуры
или их синтез? Роман-фрагмент «Счастливая Москва» как пример
поэтики нарратива А. Платонова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Евгений Добренко (Шеффилд)
Социалистический сюрреализм: из истории советской
патриотической пьесы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Сабина Хэнсген (Цюрих)
Цензура лица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Томас Лахузен (Торонто)
Переход количества в качество и наоборот, или диалектика
киновосприятия в эпоху позднего сталинизмa . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Леонид Геллер (Париж–Лозанна)
«Идиот» Ивана Пырьева: ложные загадки и подлинные вопросы . . . . . . 190
Массимо Маурицио (Турин)
Пародийный нонконформизм Николая Минаева (первый этюд) . . . . . . . 196
Илья Кукуй (Мюнхен)
Там- и сямиздат: Лианозово на немецких рельсах . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
Елена Кусовац (Белград)
Ремифологизация Ленина и Сталина (на примере творчества
Комара и Меламида, А. К осолапова, Л. С окова, П. Пепперштейна) . . . . . . 219
Роберт Ходель (Гамбург)
Русская лирика после московского концептуализма . . . . . . . . . . . . . . . 231
Кристина Энгель (Инсбрук)
Фаворский свет в Кремле: ретрофутур Михаила Елизарова . . . . . . . . . . 242
Марк Липовецкий (Боулдер, Колорадо)
Брускин: манифест (О книге «Все прекрасное — ужасно,
все ужасное — прекрасно» и не только о ней) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262

1