Пикассо в России 1900–1910-х годов: парадоксы восприятия

Кубизм лидера парижского авангарда ниспровергал фундаментальные начала искусства, прежде всего идею подражания действительности. В этом качестве Пикассо представлял важнейшую проблему для осмыслявшего живописную революцию русского художественного сознания 1910-х годов. Благодаря отечественным критикам в нашей стране сложился совершенно уникальный образ Пикассо. Он имел мало отношения к реальному мастеру, но много говорил о ситуации в русской культуре. На лекции будет рассмотрен процесс открытия и осмысления Пикассо в России, формирования образа «демонического» художника в сочинениях религиозных философов и литераторов Серебряного века и ответной полемики авангардистов, результатом которой стала первая в мире монография о художнике — книга Ивана Аксенова, изданная в 1917 году. Лекцию читает Илья Доронченков, кандидат искусствоведения, профессор факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге и кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Мероприятие проводится в рамках образовательной программы к выставке «Анатомия кубизма».

ГМИИ им. Пушкина, 22 нояб. 2018

1