"Хвост кометы" в Ростовском музее. Публикации

Картины Фалька и Кончаловского представят в Ростовском кремле к 135-летию музея

Выставка "Хвост кометы", где представлены работы Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского и других авангардистов, официально открывается в музее-заповеднике "Ростовский кремль" в пятницу. Экспозиция приурочена к 135-летию музея, которое отмечается в этом году, рассказали ТАСС организаторы.

"В настоящее время коллекция авангарда музея насчитывает 51 предмет: 28 произведений живописи и 21 - графики, две - скульптуры. Часть предметов была утрачена в период с начала 1930-х по 1960-е годы. Название экспозиция получила в память об одной из таких потерь - полотне Ольги Розановой "Хвост кометы", - сообщили в музее.

В таком составе - максимально полном - коллекция авангарда Ростовского кремля представлена впервые. "Важно, что перед экспонированием все работы прошли экспертизу. В первом зале представлены безусловные подлинники", - сказали в пресс-службе. Гости выставки увидят работы мастеров "Бубнового валета" - Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского и других. Также среди экспонатов - картины Владимира Баранова-Россине и Давида Бурлюка, Любови Поповой, Александры Экстер.

"Ценно то, что экспонируются также работы менее известных, незаслуженно забытых художников. В ряде случаев речь идет об открытии новых имен, представлении произведений, еще не попадавших в поле зрения специалистов и публики. К ним относятся натюрморты Федора Захарова и Якова Паина, в которых развиваются принципы, заложенные Давидом Штеренбергом", - отметили в музее.

Среди других редких работ - картины Александра Монина, относящиеся к раннему периоду его творчества, а также работы Василия Комардёнкова и Николая Прусакова, кубистические эксперименты Абрама Минчина и Льва Юдина и скульптура Овсея Когана, ранее приписывавшаяся его более известному однофамильцу.

"Выставка позволяет рассмотреть феномен русского авангарда не столько "вширь", сколько "вглубь", сосредоточиться не на обобщениях, а на детализации, на конкретных живописных, скульптурных и графических работах, особенностях их образного строя, композиционной структуры, пластического языка", - пояснили в пресс-службе.

Зал подделок

Во второй части экспозиции представлены подделки. Не так давно стало известно, что "Самовар" Казимира Малевича и "Беспредметная композиция" Любови Поповой, находящиеся в коллекции музея, еще в советское время были заменены подделками. Сейчас оригинал "Самовара" находится в собрании Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMA), а "Беспредметная композиция" - в музее современного искусства в Греции.

Ростовский кремль надеется вернуть утраченные картины. Ранее замдиректора музея по науке Сергей Сазонов сказал ТАСС, что ведутся переговоры с зарубежными музеями. При этом, отметил он, важно, чтобы произошедшее стало не "пошлым дележом имущества", а поводом для трех музеев сплотиться и подумать о совместных проектах.

Также во второй части выставки экспонируются подделки под живопись Александры Экстер, Ильи Машкова и Жоржа Брака, под графику Александры Экстер и Антона Лавинского. "Они демонстрируют такие характерные приемы создания фальшивок, как копирование оригинального произведения, создание произведения "в стиле" художника с помощью комбинирования фрагментов общеизвестных оригиналов", - уточнили в музее.

Ростовский кремль был построен во второй половине XVII века недалеко от озера Неро по замыслу митрополита Ионы Сысоевича, являлся резиденцией митрополита Ростовской епархии. В Ростовском кремле сохранены памятники русской монументальной живописи XVII века - настенные росписи церквей Воскресения, Спаса на Сенях и Иоанна Богослова.

ТАСС, 23 ноября 2018

 

Радио Культура: Картины Фалька, Лентулова, Кончаловского и других авангардистов можно увидеть в Ростовском кремле 

Картины Фалька, Лентулова, Кончаловского и других авангардистов можно увидеть в Ростовском кремле. Выставка "Хвост кометы" приурочена к 135-летию музея-заповедника, а название получила в память об одном из утраченных полотен - картине Ольги Розановой.

Посетители увидят подлинники широко известных мастеров "Бубнового валета" и работы менее известных, незаслуженно забытых художников. В ряде случаев речь идет об открытии новых имен, отмечают организаторы выставки. К ним они относят натюрморты Федора Захарова и Якова Паина. Наряду с оригиналами в отдельной экспозиции представлены подделки. Не так давно стало известно, что "Самовар" Казимира Малевича и "Беспредметная композиция" Любови Поповой, находящиеся в коллекции музея, еще в советское время были заменены подделками. В настоящее время оригинал "Самовара" находится в собрании Нью-Йоркского музея современного искусства, а "Беспредметная композиция" - в музее современного искусства в Греции.

Ростовский кремль надеется вернуть утраченные картины

Ради Культура

 

"Ростовский кремль" впервые представил полную коллекцию работ русских авангардистов, в том числе поддельные картины Малевича и Поповой

"Ростовский кремль" (Ярославская область) впервые представил на выставке все произведения "левых" художников начала XX века, хранящихся в фондах музея, сообщила директор музея-заповедника "Ростовский кремль" Наталья Каровская в пятницу на пресс-конференции, организованной информационным агентством "Интерфакс".

"Коллекция совершенно уникальная и имеет большое значение в истории русского искусства, для провинциального музея обладать такой коллекцией - большое счастье и удача. Ее история совершенно необыкновенная и сейчас уже приобретает жанр детектива. Коллекция появилась в 1922 году, в этом году с открытием выставки она впервые полностью представлена публике. Мы стремились к этому много лет", - сказала Н.Каровская.

Она также рассказала, что в одном из залов музея-заповедника представлены подлинные произведения авангардистов, в другом - поддельные. В их числе картины Каземира Малевича "Самовар" (около 1913 г.) и Любови Поповой "Беспредметная композиция"(1918 г.). Предположительно, работы были подменены до 1972 года. Оригинальная картина "Самовар" сейчас хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а "Беспредметная композиция" - в Музее современного искусства в греческих Салониках

О том, что эти работы не являются оригинальными, по словам Н.Каровской, стало известно полтора года назад после того, как была проведена экспертиза.

"Мы не колебались ни минуты - открывать знание о том, что у нас не только подлинники в коллекции, такого сомнения у нас не было. Как только мы получили экспертизу, в первый же день приняли решение - скрывать мы это не будем. История полностью не проявлена, возможно, никогда и не будет проявлена. Сейчас для нас самый важный вопрос - сможем ли мы вернуть наши произведения, которые оказались за границей", - сказала Н.Каровская.

В свою очередь специалист по российскому и советскому искусству первой трети XX века Елена Баснер отметила, что показ картин сомнительного происхождения - серьезный шаг для музея.

"Я считаю, что это очень мужественное и правильное решение со стороны музея открыто показать эти вещи. Это, безусловно, нужно делать", - сказала Е.Баснер.

Начальник ОМВД России по Ростовскому району Олег Егоров сообщил, что полиция в феврале этого года начала проверку по заявлению музея о выявленных двух поддельных картинах.

"В настоящее время по данному факту проводится проверка, затребованы результаты научных исследований, проведен опрос сотрудников музея, руководства, в настоящее время решается вопрос о проведении экспертизы обеих картин в рамках уголовно-процессуального законодательства, как только они будут сделаны и дадут нам определенный результат, будет решен вопрос о возбуждении уголовного дела... Экспертиза должна быть проведена в государственном учреждении со соблюдением всех процессуальных норм", - сказал О.Егоров.

Заместитель директора музея "Ростовский кремль" Сергей Сазонов, отвечая на вопрос, почему выставка называется "Хвост кометы", сообщил, что она приурочена к 100-летию со дня смерти художника-авангардиста Ольги Розановой.

"Розановская тематика для нас очень важна, поскольку у нас в коллекции находится ее работа - "Зеленая полоса" или "Распыленный свет" - это одна их икон русского авангарда, известнейшее произведение - одна из вершин творчества Розановой", - сказал С.Сазонов.

По его словам, в коллекции музея была еще одна работа этого автора - "Хвост кометы" (другое название - "Цветовая композиция").

"Эта работа была списана в 1930 году и, видимо, погибла. В память о О.Розановой и в память об этой погибшей картине мы решили таким образом назвать выставку", - сказал С.Сазонов.

На ней представлены подлинные шедевры, неоднократно экспонировавшиеся на российских и зарубежных выставках и получившие всемирную известность. Среди них работы Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского, Александра Осмеркина, Василия Рождественского, Александра Куприна, Александра Шевченко, а также картины Владимира Баранова-Россине, Давида Бурлюка, Ивана Клюна, Надежды Удальцовой, Александры Экстер.

Интерфакс

«Хвост кометы» русского авангарда

23.11.2018г. состоялось открытие выставки «Хвост кометы» произведений художников начала ХХ века в Ростове Великом в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль». Впервые зрители могут увидеть 51 предмет из коллекции русского авангарда. Это 28 произведений живописи и 21 графики, две скульптуры. 

В этот день была презентация выставки, круглый стол, пресс-конференция, в которых приняли участие искусствоведы, историки искусств, научные сотрудники Государственной Третьяковской галереи, эксперты и представители СМИ.

В начале ХХ века в России появилось одно из течений, вышедшее из модернизма и получившее название «русский авангард». Художники-авангардисты отрицали традиции и неписаные законы художественного традиционного мастерства.  Русский авангард – это сочетание русских традиций с некоторыми приемами западноевропейской живописи. В России это были те художники, кто создавали произведения в стиле абстракционизма, супрематизма, конструктивизма и  кубофутуризма. 

Коллекция авангарда Государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль» возникла в 1922 году в рамках масштабного распределения в региональные музеи страны преимущественно произведений художников-представителей течений русского авангарда.

Среди произведений была картина Ольги Розановой «Хвост кометы», которое было описано в инвентарной книге музея: «По диагонали к левому нижнему углу спускается сужающаяся серо-коричневая полоса, посередине усиливающаяся в тоне. Фон белый». Как следует из записи инвентарной книги в 1930 году этот предмет был исключен из коллекции музея и, по всей вероятности, уничтожен. Поэтому в память об этой утраченной картине организаторы назвали выставку. 

Искусствовед Елена Баснер является специалистом по российскому и советскому искусству первой трети ХХ века рассказала, что на выставке показан срез 1910-1920 г.г. только московских художников-авангардистов. На выставке в первом зале экспонируются подлинные произведения не только знаменитых мастеров: Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского и др., но и работы менее известных и незаслуженно забытых художников.  Цель создателей выставки – выявить новаторское начало, присущее «левому» искусству    1910-х годов, вне зависимости от имен авторов. 

В  центре вернисажа картина «Зеленая полоса. Распыленный свет» Ольги Розановой. Произведение  считают иконой стиля авангарда и второй по значимости для авангардистов после «Черного квадрата» Казимира Малевича, ставшего шедевром русского авангарда.  Розанова вышла за пределы рамы – на картине словно бы только фрагмент бесконечной полосы, кажется, что на белый холст, словно на экран, проецируется цветной световой луч.

Новаторским можно назвать второй зал выставки, в котором экспонатами являются поддельные работы. Это мужественный шаг работников музея. При подготовке выставки была произведена экспертиза работ и выяснилась поддельность двух произведений – ранее определявшихся как «Самовар» Казимира Малевича и «Беспредметная композиция» Любови Поповой. Исследование истории коллекции показало, что подлинные произведения были похищены и заменены поддельными до 1972 года. По мнению организаторов выставки, эти подделки должны продемонстрировать характерные приемы создания фальшивок.

У создателей этой интересной и яркой выставки большие планы по превращению ее в постоянную экспозицию, которая должна стать украшением всего музейного собрания Ростовского музея-заповедника.

Татьяна Полтавченко, 1-й национальный, 23 ноября 2018

В музее-заповеднике "Ростовский кремль" обнаружены фальшивые шедевры

В музее-заповеднике «Ростовский кремль» проходит выставка, на которой собраны произведения русских авангардистов и подделки. Эксперты и сотрудники музея оказались в роли детективов, расследующих дело о подмене полотен.

Выставка «Хвост кометы» - двойная. Слева большой зал с оригиналами русского авангарда. Полотна не раз прошли все возможные экспертизы, которые подтвердили: это подлинные вещи. В зале справа восемь картин-фальшивок. И центральную часть занимает работа Лжемашкова. Причем это не точная копия, говорят искусствоведы. По всей видимости художник, который трудился над натюрмортом, был неплохо знаком с творчеством одного из основателей объединения «Бубновый валет».

Натюрморт, а с ним еще пять работ, приписываемых другим известным художникам-авангардистам, кремль получил в дар в 201 и 2016 годах от известного мецената, коллекционера, гражданина США Никиты Лобанова-Ростовского. В музее решили отправить картины на экспертизы. Результат - подделки. Все шесть.

Почему спустя 5-7 лет после такого заключения искусствоведов Лобанов-Ростовский все-таки одарил музей этими произведениями неизвестно. Но именно этот факт стал поводом для проверки всей коллекции русского авангарда «Ростовского кремля». Результат ошеломил. Гордость собрания -«Самовар» Казимира Малевича и «Беспредметная композиция» Любови Поповой - подделки. Причем по всем параметрам. Это подтвердили сразу несколько экспертиз. Например, образцы краски с полотен проверяли на наличие техногенных радионуклидов. И анализ на изотопы, которые могли появиться в окружающей среде только после первых ядерных испытаний, оказался положительным.

Через некоторое время оригиналы нашлись. «Беспредметная композиция» находится в Греции, а оригинал руки Малевича можно увидеть на официальном сайте Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Руководство музея оповестило обо всем Министерство культуры. Было написано заявление в полицию, но оказалось, что возбудить уголовное дело правоохранители пока не могут. нужны еще экспертизы. В любом случае в музее отступать не собираются и намерены вернуть похищенные шедевры в «Ростовский кремль».

Культура

 

Смелость предъявить фейк

У выставки «Хвост кометы. Произведения «левых» художников начала XX века в собрании музея «Ростовский кремль» несколько поводов. Во-первых, она приурочена к 100-летию со дня смерти одной из амазонок авангарда Ольги Розановой, а в музее хранится знаменитая «Зеленая полоса», созданная незадолго до кончины художницы. Во-вторых, вынесенный в название проекта «Хвост кометы» отсылает к другой – утраченной после списания из музейной коллекции в 1930-м – розановской картине позднего периода, хранившейся в Ростове. В-третьих, как говорят в музее, это самая полная презентация ростовского собрания авангарда. Наконец, в-четвертых, что как раз сейчас вышло на первый план, выставка поднимает вопрос об утратах и подделках в музейном собрании. Музей, заказавший недавно экспертизу вызвавших сомнения работ из своей коллекции, один зал экспозиции отвел подлинникам, второй – определенным теперь и с помощью технико-технологических анализов фальшивкам.

Проект курируют искусствовед Елена Баснер, замдиректора «Ростовского кремля» по научной работе Сергей Сазонов и архитектор Юрий Аввакумов. Он ввел в старинный сводчатый зал мотив придуманного Малевичем архитектона, супрематизма в объеме (Розанова, чьей «Зеленой полосой» гордится ростовский музей, входила в общество Малевича «Супремус», и мэтр ее ценил) – в виде светильников, в виде архитектонов, «вырезанных» из углов выставочных выгородок, наконец, в виде зеркала в «красном углу», в котором от самого входа в зал отражается «Зеленая полоса», пока саму картину вы еще не видите. Здесь есть бубнововалетцы, беспредметная живопись, конструктивизм... разные веяния авангарда, имена известные вроде Фалька, Лентулова, Куприна, Осмеркина, Рождественского, Экстер, Поповой, Клюна, Александра Веснина (у известного архитектора здесь – редкая в силу немногочисленности таких вещей картина), Владимира Стенберга, Фаворского, Давида Штеренберга (с необычной для него работой конца 1910-х «Колосья (Декоративное панно)», где к черному небу с небольшим просветом синевы тянутся колоски)... И есть художники, широкой публике хуже знакомые, как, например, ученик Малевича Лев Юдин (в прошлом году были наконец изданы его дневники, собранные и подробно откомментированные петербургским искусствоведом Ириной Карасик, которая вместе с другими экспертами сейчас приехала в Ростов). Его живописных работ в принципе сохранилось мало, здесь он представлен кубофутуристической «Скрипкой», написанной около 1920-го.

В процессе работы над выставкой и каталогом (он ждет печати, и это очень важно – ни в музейном магазине, ни на сайте музея каталог коллекции найти не удалось) Елена Баснер уточнила авторство двух работ – для натюрморта Федора Никитича Захарова и для скульптурной кубистической головы Овсея Когана (еще два года назад, когда эту вещь привозили в Москву на выставку «До востребования», автором считался другой художник – Моисей Коган).

Ростов последним из городов получил собрание авангарда через Музейное бюро ИЗО Наркомпроса в августе 1922 года – 59 произведений – живопись, графика и скульптура. Сегодня в музее 28 картин, 21 графическая работа и 2 скульптуры. Во втором зале решились показать подделки, разными путями попавшие в собрание. Ростов лишился своего Малевича – кубофутуристический «Самовар» был заменен фальшивкой, как выяснилось, еще до 1972 года, оригинал сегодня хранится в нью-йоркском Музее современного искусства. Тогда же, считают в музее, подменили «Беспредметную композицию» Любови Поповой, подлинник из коллекции Георгия Костаки находится в Музее современного искусства в Салониках. Рядом выставлено несколько произведений, поступивших в музей недавно, – работы Машкова, Экстер, Брака в два этапа, в 2014–2016 годах, подарил музею Никита Лобанов-Ростовский.

Музей заказал несколько независимых технико-технологических исследований, согласно результатам которых названные произведения – более поздние подделки. О том, что машковский «Натюрморт с камелиями, фруктами и вином» – вовсе не машковский, еще в конце нулевых годов на основании формально-стилистического анализа говорила осматривавшая с коллегой коллекцию эксперт по живописи русского авангарда, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Ирина Вакар. В частности, она рассказывает, что работа эта компилятивная – к примеру, камелию автор взял с картины Машкова из собрания ГТГ. (Заметим в скобках, что это, как и, например, бросающаяся в глаза экспертам очевидно иная, нежели была у представленных художников, манера письма – совсем не то же самое, что варьирование одного мотива.) Одну из технико-технологических экспертиз, связанную с изучением изотопного состава стронция и цезия, с коллегой проводил исследователь авангарда Андрей Крусанов.

Вопрос в том, что будет дальше. Выступления приехавших в пятницу в Ростов экспертов и коллекционеров будут выложены в Сеть. Об украденных произведениях заявлено в полицию, они зарегистрированы в базе данных пропавших и утраченных культурных ценностей Минкультуры РФ. Ведомство, сказали «НГ» в музее, помогает. К сожалению, расспросить о подробностях заявленного среди выступающих советника министра Кирилла Рыбака не удалось, поскольку его не было. «Ростовский кремль» обещает пытаться вернуть украденные вещи. То, что он представил подделки, смелый шаг, и об этом говорили почти все. Спровоцирует ли нынешняя выставка «цепную реакцию» в других институциях? Проблема с подделками произведений авангарда существует давно (из свежих историй можно вспомнить хотя бы скандал вокруг выставки произведений из коллекции Игоря Топоровского в Генте – показанные там работы вызвали недоумение и опасения экспертов по авангарду). Представлявшая Уральский университет имени Ельцина Тамара Галеева рассказала, как они со студентами рассматривали трех неизвестных прежде Малевичей на одной екатеринбургской выставке. «Сколько у вас таких Малевичей, три? – Ну, вот видите, Малевич умер, но дело-то его живет», – отшутился коллекционер и эксперт Валерий Дудаков, в свою очередь, поведавший о том, что в советское время в разных городах было несколько школ, занимавшихся изготовлением подделок. Московская, по его словам, была одной из самых плодовитых.

Дарья Курдюкова, НГ, 25 ноября 2018

 

Музей-заповедник «Ростовский кремль» открыл выставку русского авангарда «Хвост кометы»

Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», отмечающий свое 135-летие, открыл уникальную выставку картин русского авангарда «Хвост кометы». Выставка названа в память о погибшей работе Ольги Розановой и приурочена к 100-летию со дня смерти художницы. Идея выставки принадлежит директору музея Наталии Каровской, а ее кураторами стали архитектор и дизайнер Юрий Аввакумов, эксперт Елена Баснер и заместитель директора музея «Ростовский кремль» Сергей Сазонов. На выставке впервые полностью представлена коллекция авангарда ГМЗ «Ростовский Кремль» из 51 предмета, в отдельном помещении дополнительно выставлены 8 подделок. Центральным экспонатом выставки стал «Распыленный свет» («Зеленая полоса», 1918) Ольги Розановой. «Открытие экспозиции картин русского авангарда — это наша давняя мечта и прекрасный подарок всем любителям изобразительного искусства. Уникальная картинная галерея украсит музей-заповедник, который, несмотря на свой почтенный возраст, остается современным и постоянно развивается», — считает Наталия Каровская. Музей решил показать не только шедевры из своего собрания — работы Розановой, Фалька, Лентулова, Куприна, — но и подделки, попавшие в собрание: «Самовар» Малевича был заменен подделкой еще до 1972 года (оригинал хранится ныне в MoMA, Нью-Йорк), тогда же подменили и «Беспредметную композицию» Любови Поповой (подлинник сейчас находится в Музее современного искусства в Салониках). Компилятивной работой оказался и «Натюрморт с камелиями, фруктом и вином», приписывавшийся Илье Машкову и подаренный музею коллекционером Никитой Лобановым-Ростовским. «Ростовский кремль» уже высказал намерение вернуть в коллекцию музея украденные подлинники. Выставка продлится до 10 мая 2019 года. 

Артгид

 

Из драматической истории — в детектив. Что сейчас происходит с коллекцией произведений «левых» художников начала XX века из собрания Ростовского кремля, и каким ожидается развитие событий

В год 135-летия со дня основания «Ростовского кремля» музей открыл ожидаемую на протяжении нескольких десятилетий выставку произведений русского авангарда из собственной коллекции. Среди них «Самовар» Казимира Малевича и «Беспредметная композиция» Любови Поповой, фальсификация которых в период до 1972 года была подтверждена после проведения ряда экспертиз.

В год 135-летия со дня основания «Ростовского кремля» музей открыл ожидаемую на протяжении нескольких десятилетий выставку произведений русского авангарда из собственной коллекции. Рядом с залом, где экспонируются безусловные подлинники как известных, так и незаслуженно забытых мастеров, было принято решение открыть зал с поддельными произведениями. Среди них «Самовар» Казимира Малевича и «Беспредметная композиция» Любови Поповой, фальсификация которых в период до 1972 года была подтверждена после проведения ряда экспертиз. «Яркуб» объясняет, где подлинники и каким образом музей стремится вернуть их на родину.

«Мы стремились к этому много лет. Сознательно. Но сложилось только в этом году», — говорит директор музея-заповедника «Ростовский кремль» Наталия Каровская об открытии выставки «Хвост кометы», которую ждали очень и очень давно.

В августе 1922 года музей получил 59 произведений живописи, графики и скульптуры из Отдела ИЗО Наркомпроса после двух лет напряженной переписки и обращения за помощью к Любови Поповой. Получил буквально последним — музейное бюро практически сразу закрыло практику передачи современного искусства в регионы. И уже в сентябре-октябре 1922 года новая экспозиция была представлена в залах Ростовского кремля. Сотрудники много работали с вверенными им объектами, постоянно совершенствовали развеску, меняли залы. Спустя пять лет написали инвентарную книгу, из которой мы сегодня знаем, что до наших времен дошли не все произведения. В 1930 году по неизвестным причинам была списана картина Ольги Розановой «Хвост кометы» — «По диагонали к левому нижнему углу спускается сужающаяся серо-коричневая полоса, посередине усиливающаяся в тоне. Фон белый».

В семидесятые годы XX века коллекцию хотели списать вовсе. Помешала осведомленность и своевременность искусствоведов, заметивших в «куче хлама» бесценные работы конца 1910-х — начала 1920-х годов. «И когда в 1981 году в Пушкинском музее шла выставка „Москва — Париж“, мы демонстрировали некоторые отреставрированные работы „левых“ художников русского авангарда», — замечает замдиректора «Ростовского кремля» Сергей Сазонов.

Выставка 2018 года, тем не менее, отличается с той точки зрения, что максимально полно представляет коллекцию, из 59 предметов которой сохранились 51. В музее надеются найти способ дольше представлять графику и перевести выставку в разряд экспозиции. Наталия Каровская комментирует: «Авангард — это самые гастролируемые произведения из наших коллекций. Сейчас, я думаю, мы будем принимать решение в пользу показа в Ростове. Мы хотим, чтобы коллекция пожила в этих стенах так полноценно, как она никогда не жила. И пусть все, кто хотят ее увидеть, приедут сюда и посмотрят».

Ехать, действительно, нужно. Ради образцов работ художников «Бубнового валета» Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского, Александра Осьмеркина, Василия Рождественского, Александра Куприна. Ради неопримитивистского «Портрета Нюрочки Архизовой» Александра Шевченко, супрематических композиций Ивана Клюна, Любови Поповой и Александра Веснина, кубизма Надежды Удальцовой и Александры Экстер. Ради знакомства с менее известными художниками и менее известными подходами известных. Ради «Зеленой полосы» («Распыленного света») Ольги Розановой, наконец, подлинной и новаторской.

«Поразительной ценности коллекция. Хороша очень цельным образом — взят хронологический срез, в основном московские живописцы. Прекрасно представлены конструктивисты, малоизвестный ВХУТЕМАС. Живопись Прусакова, которая совершенно уникальна», — отмечает искусствовед, специалист по российскому и советскому искусству первой трети XX века Елена Баснер.

Баснер, помогавшая готовить выставку, знает, как Ростовский кремль проводил экспертизы для установлении подлинности картин и выяснил, что в музее оказались грубые подделки «Самовара» Малевича и «Беспредметной композиции» Любови Поповой. Подозрения искусствоведов, имевшие место еще в конце прошлого века, подтвердились. Но скрывать это не стали, равно как и делать вид, что реальное положение дел неизвестно. Фальшивые вещи повесили в другом зале вместе с подаренными Лобановым-Ростовским в 2014-2016 годах работами неизвестных художников, сфальсифицировавших Экстер, Машкова, Антона Лавинского и Жаржа Брака.

Подлинный «Самовар», судя по всему, находится в MOMA в Нью-Йорке — музей приобрел картину на аукционе «Сотбис» в 1972 году. На сайте организации указан первоисточник вещи — Ростовский музей. Подлинная «Беспредметная композиция» Любови Поповой — в Государственном музее современного искусства в Салониках.

«Я несколько раз ездил в Салоники, неофициально общался с директором музея. Недавно увидел работу [Поповой] на выставке коллекции Костаки. Это прекрасная работа. Она очень отличается от той подделки, которая у нас висит. Это было понятно еще тогда, когда я разглядывал снимки оригиналов. Они светятся, там нет случайных элементов, нет характерной грязи, которую заметила [искусствовед] Джафарова», — делится наблюдениями Сергей Сазонов.

До Нью-Йорка ростовцы пока не доехали. «Мы написали несколько писем. Директору от директора, уведомляя о том, что произошла такая история, мы готовы к сотрудничеству по выяснению всех обстоятельств. Надеемся, что процесс будет основан на базе этики ИКОМа, который запрещает музею выставлять украденные вещи. Украденные — жесткое слово, потому что MOMA приобрел Малевича легально, на аукционе. Как на самом деле повернется, не знаем, нам не хотелось бы доводить дело до изъятий», — рассуждает Наталия Каровская. Директор Ростовского кремля надеется, что уважаемые музеи дорожат репутацией и понимают, что их коллеги «преследуют не корыстные цели, а возвращение вещи тому владельцу, государству, которому они принадлежат».

О выезде в Нью-Йорк и изъятии «Самовара» заговорил, то ли шутя, то ли всерьез, начальник ОМВД России по Ростовском району Олег Егоров. Он же дал понять, что полиция может возбудить уголовное дело только после подведения итогов доследственной проверки: «Решается вопрос о проведении экспертиз обеих картин в рамках уголовно-процессуального законодательства. Как только экспертизы будут сделаны, будет решен вопрос о возбуждении уголовного дела». Исследования, которые были инициированы самим музеем, в расчет не берут: «Это научные экспертизы, а нам нужно провести работу в рамках уголовно-процессуального кодекса. Это не долго, но затратно, будем направлять запросы в МВД и изыскивать средства».

«История этой коллекции совершенно необыкновенна, драматична, и сейчас переходит в жанр детектива. Мы очень удовлетворены состоявшейся выставкой, несмотря на то, что последние полтора-два года было очень сложный путь — с тех пор, как мы поняли, что у нас в руках не только подлинники, но и подделки, — открыто говорит Наталия Каровская. — Сейчас главный вопрос — сможем ли мы вернуть наши произведения, которые оказались за границей. Этот вопрос ведущий и главный для музея. Если получится, это будет самый счастливый день».

Марина Седнева, Яркуб, 26 ноября 2018

 

В музее «Ростовский кремль» наряду с подлинниками выставили подделки работ русских авангардистов

«Ростовский кремль» представил необычную экспозицию работ русских авангардистов, где выставлены не только подлинники, но и подделки произведений, обнаруженные в фонде музея. На вернисаже под них отведен отдельный зал.

Разглядеть на этой картине самовар — удастся, пожалуй, только специалистам — но именно так называется эта работа Малевича. Она была написана в 1913 году. По распоряжению Наркомпроса вместе с десятками других работ авангардистов она поступила в ростовский музей. Но в 1972 году она внезапно оказалась на аукционе Сотбис и сейчас находится в США — в Нью-Йоркском музее современного искусства МоМА. А в ростовском музее осталась подделка, причем выяснилось это лишь в прошлом году, когда работы отдали на экпертизу перед экспонированием. Специалисты даже определили, когда могла быть выполнена эта фальшивка — между серединой 50-х и началом 70-х годов. В красочном слое работы обнаружили следы дуста, которого в начале века просто не было. Скорее всего, там, где подделывали картину, травили тараканов.

«Мы можем взять старый холст, мы можем точно подобрать пигменты, поскольку химики могут спокойно сделать любые пигменты, к какому бы времени они не относились, но связующее сделать то, какое оно было ранее, невозможно», — сказал научный сотрудник НИИН Центра экспертизы им. Бенуа Сергей Колюбакин.

В другой работе — нашли изотопы урана, что могло быть только после проведенных ядерных испытаний, чего не было в 20-е годы. Всего экспертиза выявила 5 фальшивок. Поповой, Машковой, Брака и Александры Экстер.

Руководство музея написало заявление в полицию. И решило заставить работать эти фейки на благо искусства.

«Когда музей выставляет подделки в качестве подлинников — это чрезвычайное происшествие в мире культуры, и мы знаем, что в последние годы несколько скандалов таких разразилось. Другое дело — наше решение выставить здесь подделки именно как подделки, показать, что эта сфера существует, что эти подделки могут на взгляд непосвященного выглядеть очень красиво, богато, живописно», — сказал заместитель директора музея «Ростовский кремль» Сергей Сазонов.

Специалисты считают, что такое открытое признание проблемы — не подрывает доверие к музею, а наоборот — позволяет бороться с фальшивками. Надо научить посетителей разбираться в искусстве и отличать подлинники от подделок.

Еще одну пропавшую из ростовского музея работу обнаружили в Греции, в городе Салоники, в музее современного искусства — туда вывезли «Беспредметную композицию» Любови Поповой. Сейчас «Ростовский кремль» вместе с Министерством культуры добивается возврата картин на родину.

360тв

 

Собрание полотен русских авангардистов представил Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль". Выставка названа «Хвост кометы» в память об утраченной работе Ольги Розановой. А знаменитая картина «Зеленая полоса» 1918 года стала главным экспонатом.

Необычна коллекция еще и тем, что во втором зале выставлены 8 подделок: так, «Самовар» Малевича был заменен подделкой еще до 1972 года (оригинал хранится ныне в MoMA, Нью-Йорк), тогда же подменили и «Беспредметную композицию» Любови Поповой (подлинник сейчас находится в Музее современного искусства в Салониках).

Министерство культуры в ФБ

 

Нумерация с "Хвоста"

Подведение итогов года сродни попытке бороться с хаосом жизни. Единственное, что хаосу более или менее успешно противостоит - культура: каждодневные усилия по возделыванию своего огорода-сада-поля. Не то чтобы они гарантируют победу...

Вот, скажем, собирал Павел Михайлович Третьяков всю жизнь коллекцию национального искусства, чтобы передать в дар потомкам, а благодарный потомок спустя полтора столетия в музее идет и крушит картину Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". И ведь наверняка думает, что титан... А музейные работники и реставраторы титанами себя не считают. Просто семь месяцев исследовали подробнейшим образом повреждения, красочный слой, холст, который придется дублировать, консультировались с коллегами из Нидерландов, готовят "мозговой штурм" на научной конференции, посвященной именно проблемам дублирования, вырабатывают методику "лечения" и объясняют, почему раньше 2020 года эту картину Репина зрители не увидят. Удар - и почти три года кропотливой работы реставраторов, всего музея! Такая вот цена сохранения культурного поля...

Нападение на картину, конечно, экстремальный сюжет, но даже традиционная научная работа с родной коллекцией может обернуться почти детективными открытиями, которые ставят не только музей, но и музейное сообщество лицом к лицу с проблемой фальшивок.

Какое мужество, профессионализм и характер требуются, чтобы найти ответ на этот вызов, показывает выставка "Хвост кометы" в музее-заповеднике "Ростовский кремль". В результате изучения коллекции авангарда и проведения двух независимых экспертиз музей выяснил, что работы, которые считались работами Малевича ("Самовар") и Любови Поповой ("Беспредметная композиция") - подделки, которые были сделаны примерно в 1960-х. Подлинники были подменены и похищены из музея до 1972 года. Сейчас они находятся в коллекции МоМА и в Музее современного искусства в Салониках. Кроме того, экспертиза показала, что подделками являются также пять работ, поступивших в музей как дар от Н.Д. Лобанова-Ростовского в 2014-2016 годах. Они приписывались Машкову, Экстер, Браку, Лавинскому. В щекотливой ситуации музей нашел единственно достойный выход: он не только провел экспертизу всей коллекции авангарда, привлек крупнейших экспертов и коллекционеров к обсуждению проблемы, но и - беспрецедентный шаг! - в отдельном зале представил поддельные работы как образец фейков.

А рядом в Красных палатах "Ростовский кремль" представил практически впервые в столь полном виде свою отличную коллекцию русского авангарда, среди жемчужин которой живопись Аристарха Лентулова, Владимира Стенберга, Надежды Удальцовой, Ивана Клюна, Роберта Фалька, Александра Шевченко и Ольги Розановой. Всего более 50 произведений (28 живописных работ, 21 лист графики и 2 скульптуры). Выставка названа "Хвост кометы" в честь одной из картин Ольги Розановой, утраченной в 1930-е годы. И это не только оммаж одной из знаменитых "амазонок русского авангарда", но и прямой мостик к главной теме проекта - судьбе музейной коллекции, обретениям и потерям. Образ зеркала и магического кристалла-светильника, составленного из геометрических фигур (отсылка к архитектонам Малевича), придуманный архитектором Юрием Аввакумовым, стал ключевым для экспозиции.

В проекте "Русский путь. От Дионисия до Малевича", который Третьяковская галерея показывает в Ватикане, даль истории русского искусства предстала в новой версии непротиворечивого развития, подчеркивающего не борьбу противоположностей, а единство работ древних иконописцев, передвижников и художников русского авангарда. Знаковый этот проект, который позволил показать Риму и миру более 50 шедевров из Третьяковской галереи и других музеев России, без сомнения, среди главных художественных событий года.

"Генеральная репетиция. Представление в трех актах. Работы из коллекции V-A-C, ММоМА, Kadist", показанный в ММоМА, - образец грамотной постановки вопроса об интерпретации коллекции. Свой "вопрос" предложено было сформулировать "Театру взаимных действий", философу Армену Аванесяну и писателю Марии Степановой. Каждый выстроил свой сюжет. Художники "Театра взаимных действий" превратили произведения в... актеров, репетирующих "Чайку". Философ Аванесян пригласил произведения для иллюстрации трактата о метафизике будущего. А Мария Степанова устроила встречу вещей из семейной коллекции с музейными работами: где границы личной и коллективной памяти? музейного пространства и отбора "ценного"?

Выставка "Русский путь. От Дионисия до Малевича" в Музеях Ватикана, - среди главных событий года

Расширение границ - и искусств, жанров, и времен - сегодня часть нормальной музейной практики. Примером тому не только выставка Михаила Ларионова в Новой Третьяковке, где пространство "сквозное", открывающее мостики и к народному искусству, и к примитиву, и к французам, и к русским сезонам Дягилева, но и, например, увлекательная выставка в Царицыно "Гипноз пространства. Воображаемая архитектура" (куратор Сергей Хачатуров), где готические сюжеты шли рядом со сценой из оперы "Сверлийцы", с мультфильмами Хржановского и графикой Александра Бродского. Этот проект, между прочим, третья часть "готического" выставочного блокбастера от Сергея Хачатурова в Царицыно.

Но даже в этой "расширенной" реальности арт-пространства возникают диалоги невероятные, почти спонтанные, московские "беседы" поверх границ музеев. По крайней мере присутствие в Москве одновременно выставки Ильи и Эмилии Кабаковых "В будущее возьмут не всех" и "Московского альбома" Виктора Пивоварова на мысль об этих беседах наводит

Жанна Васильева, Российская газета, 25 декабря 2018

1