Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Сайт музея

Контакты

Адрес: 156000, Кострома, проспект Мира, 7.

Телефон/факс: (4942) 51-43-90

Электронная почта: hudmuseum@kmtn.ru

Генеральный директор: Павличкова Наталья Викторовна, (4942) 51-43-90

I-ый заместитель генерального директора - Ковалева Марина Геннадьевна, (4942) 31-46-78

Заместитель генерального директора по научной работе - Илья Сергеевич Наградов, (4942) 47-29-32

Заместитель генерального директора по учету и хранению, главный хранитель - Рябинцев Сергей Владимирович, (4942) 47-24-05

Основатель костромских ГСХМ и МЖК Николай Купреянов

В 1920 в Кострому в качестве уполномоченного по организации Государственных свободных художественных мастерских и охране памятников искусства и старины приезжает Николай Николаевич Купреянов, в дальнейшем ставший знаменитым советским графиком.

Он родился во Влоцлавске (ныне Влоцлавек, Польша), был сыном губернатора Николая Николаевича Купреянова и Марии Геннадьевны Мягковой. Правнук П. М. Лермонтовой, внучатый племянник М. Ю. Лермонтова и публициста Н. К. Михайловского. Племянник поэта Михаила Кузмина.

Детские годы Купреянова прошли на костромской земле в усадьбе Селище, которой он в дальнейшем владел и где проводил летние месяцы в течение всей жизни. Селищи времен Николая Николаевича были одним из культурных центров костромской интеллигенции.

Купреянов окончил Тенишевское училище (1912) и юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1916). Одновременно занимался в мастерских Академии художеств у А. П. Остроумовой-Лебедевой (1912–1917), Д. Н. Кардовского (1912–1914), К. С. Петрова-Водкина (1915–1916). Посетил Италию, Германию. Был членом кружка художников «Новая школа» (с 1917). В 1917 выставлялся в Художественном бюро Н.Е. Добычиной, в 1919 - на свободной Первой Государственной выставке произведений искусства. Преподавал в бывшей школе Общества поощрения художников (1919). Руководил графической мастерской в ПГСХУМе (Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские). В 1915-22 находился под влиянием кубистов и футуристов.

Купреянов прибыл на службу в Костромву в 1920, уже являясь известным российским художником-графиком. Работал в Костромском губполитпросвете и техникуме по внешкольному образованию, делал плакаты для Губроста, вел отдел художественной жизни в газете «Красный мир». Организовал художественную школу и Музей живописной культуры. Скоро получил из Музейного бюро отдела ИЗО Наркомпроса коллекцию нового искусства - живописные полотна Н. С. Гончаровой, О. В. Розановой, В. Е. Татлина, Р. Р. Фалька и др.

«Мы открыли Музей живописной культуры, куда мне удалось раздобыть несколько хороших вещей из местного старого музея», — писал он друзьям. Но у нового музея оказалось много противников. После бурной дискуссии в «Красном мире» Музей живописной культуры был закрыт. В 1922 Купреянов уехал в Москву.

Преподавал в Высшем институте фотографии и фототехники (начало 1920-х). В 1921–1924 годах много работает в жанре политической карикатуры, сотрудничает с журналами «Безбожник», «Крокодил», «Пионер» и другими. Занимался книжной графикой, в особенности детской книгой. С 1922 стал самым молодым преподавателем ВХУТЕМАСа. В 1925–1930 — профессор кафедры литографии во ВХУТЕИНе.
С 1924 — член и экспонент ОСТа, с 1925 — объединения «4 искусства». В 1925 участвовал в Международной выставке нового декоративного и промышленного искусства в Париже. Был самым молодым профессором Вхутемасе — Вхутеине (1922–1930).

Был членом художественных объединений ОСТ и «Четыре искусства». Сотрудничал в журналах «Безбожник», «Крокодил», «Пионер». Участвовал в групповых выставках: выставка рисунков группы художников: А. Бруни, Н. Купреянова, В. Лебедева, П. Львова, П. Митурича, В. Татлина, Н. Тырсы (Москва, Цветковская галерея, 1925); международная выставка нового декоративного и промышленного искусства, Париж, 1925). Создал иллюстрации к «Медвежьей свадьбе» А. В. Луначарского (1924), «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» В. В. Маяковского (1925), «Спор между домами» Н. Я. Агнивцева (1925).

В 1926-1927 в Центральном музее Татарстана в Казани состоялась его персональная выставка. Его индустриальная серия — “Завод”, “Морской транспорт”, “Пути” — на выставке “Десятилетний юбилей Октябрьской революции” получила первую премию.

В 1928 - участвовал в киевской выставке гравюры и рисунка мастеров Армении, Белоруссии, Грузии, России, Украины, в том же году в Феодосии - в 4-й выставка картин современных русских художников.

В 1929 - в выставке современного искусства Советской России (США, Нью-Йорк, в 1929 - в выставка русской графики в Риге.

В начале 30-х Купреянов арестован ОГПУ за “участие в белогвардейском заговоре”. Его брата посадили на 10 лет, мать сослали в Архангельск. Самого Купреянова под арестом продержали неделю. Скоро от него ушла, к высокопоставленному чиновнику из Министерства финансов, жена Наталья Сергеевна Изнар (в 1937 этого чиновника расстеляли). Вторая жена, Вера Яковлевна, была дочерью успешного нэпмана, мецената и коллекционера Кагана-Шабшая, которого называли еврейским Третьяковым (он первым начал покупать работы Шагала, Фалька, Лисицкого). В 1931 году Каган-Шабшай подарил свою коллекцию Одесскому музею еврейской культуры (во время войны в здание попала бомба).

В 1930-33 Купреянов профессорствовал в Московском полиграфическом институте (1930–1933). Конечно, участвовал в выставке «Художники РСФСР за XV лет» (1917–1932), прошедшей в ГМИИ в 1933. И опять - в выставке современных русских художников в США (Сан-Франциско, Филадельфия, Чикаго, 1933).

В 1933 39-летний Николай Николаевич Купреянов утонул в подмосковной речке Уча.

Удостоен посмертной выставки «Николай Николаевич Купреянов (1894–1933)» (Москва, 1933–1934). В дальнейшем его продолжали показывать на выставках графики - в Таллине-1934, Курске-1940.

В 1937 вышла книга Купреянова «Дневники художника».

“Он был упрямо невзыскателен в одежде, носил мешковатые профессиональные блузы и простые сапоги, стриг машинкой волосы под два нуля, но всегда выглядел опростившимся барчуком; он в самом деле уважительно берег фамильные реликвии, досконально знал генеалогию своего рода, и, когда произносил слово “Селище”, обозначавшее название бывшего родительского именьица где-то под Костромой, в его голосе звучали наследственные нотки. Один человек боролся в нем с другим — волевой с бессильным, дальновидный с близоруким, реалистический с декадентским, советский со старорежимным, и новый часто терпел неудачу и отступал перед старым”, — вспоминал тогда искусствовед Эфрос.

Прекрасной была выставка трех художников - Бруни, Купреянова, Митурича - в Московском доме художника в 1958. В Москве же прошли его ретроспективные выставки к 90-летию и к 100-летию со дня рожденья.

Произведения Купреянова находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. Пушкина, Музее Востока в Москве, РГБ, Государственном лит. музее, Институте русской литературы, Вологодской картинной галерее, Ярославском художественном музее.

Дальнейшая судьба коллекции

После отъезда Купреянова в Москву, с 1922, коллекция авангарда долгое время хранилась в сыром подвальном помещении. Костромской художник Б. Н. Царнах неоднократно поднимал вопрос об этом в газете «Красный мир». Обвинял чиновников в «халатном отношении к художественному достоянию республики». Как раз в это время, в конце 1927, были ликвидированы хранилища Государственного музейного фонда в Москве и Ленинграде. Их коллекции распределялись по различным музеям страны, которые разделили на три категории. Костромской музей получил название Костромской музей местного края и был отнесен ко 2-й категории. В 1928 получил целый ряд первоклассных художественных произведений. Авангарда среди них не было. Зато сюда были переданы 75 картин и графических листов из бывшего МЖК.

В 1929 Кострома лишилась статуса губернского города и стала районным центром Ивановской промышленной области, соответственно музей перешел в разряд 3-й категории и получил название Костромской государственный базовый музей. Из Ивановского областного музея, как головного, получавшего художественные произведения централизованным образом и затем распределявшего их по районным музеям, стали поступать разные картины но авангарда среди них не было. При этом часть коллекции, поступившей из Костромского МЖК, была утрачена при невыясненных обстоятельствах.

В 1933 был основан Костромской филиал Союза советских художников Ивановской промышленной области. В конце 1937 - начале 1938 девятерых из них арестовали, обвинив в том, что «они являлись членами троцкистской повстанческой организации… проводили подрывную деятельность в товариществе "Художник", заключавшуюся в массовом выпуске антисоветской художественной продукции». Среди этих девятерых был и художник Б. Н. Царнах, защитник музейной коллекции авангарда. Все арестованные (М. В. Баженов, А. П. Балакирев, А. А. Лихачев, С. И. Макаров, К. И. Плотников, К. В. Сакс, Н. А. Соболев, Г. Н. Трегубов и Царнах) погибли. Из музейного собрания изъяты (и, скорее всего, сразу уничтожены) все их произведения. В это же время, видимо, была утрачена очередная часть коллекции авангарда.

В настоящее время в собрании Костромского музея-заповедника находится только 16 произведений из Музея живописной культуры. Среди них широко известные картины «Двойной автопортрет» В. С. Барта, «Пейзаж» Р. Р. Фалька, «Дева на звере» Н. С. Гончаровой, «Автопортрет» В. Е. Татлина, «Пивная» О. В. Розановой.

В 1945 на базе художественного отдела была открыта Костромская картинной галерея. Как самостоятельное учреждение культуры она просуществовала до 1963. За этот период коллекция живописи пополнилась поздними работами П. П. Кончаловского, П. П. Соколова-Скали, В. В. Рождественского.

Период конца 1960–1980-х, когда музей художественного профиля снова был самостоятельным учреждением культуры, стал самым активным периодом комплектования музейного собрания живописными произведениями. Государство выделяло существенные суммы на приобретения. Музей приобрел работы А. Н. Самохвалова, Р. Р. Фалька, А. В. Шевченко, Н. М. Чернышова, А. А. Лабаса, В. И. Шухаева, Т. Н. Глебовой. В этот период в музей также поступили работы А. А. Осмеркина, А. В. Шевченко и др.

В 1990-е государство практически прекратило выделять средства на приобретение произведений искусства. Музейные коллекции пополнялись за счет даров. Среди прочего, в дар музею передал небольшую коллекцию работ Николая Купреянова его сын Яков. Сегодня в Костромском музее хранится более 60 произведений Купреянова (акварельные рисунки, гравюры и литографии). Среди них - знаменитая серия «Селище» (большая часть коллекции художника поступила в 1946 из собрания И. А. Рязановского).

1