Ольга Розанова. Бубновая дама. 1912-1913

Ольга Розанова. Бубновая дама. ок. 1915. 

Холст, масло, 84х69
Нижегородский государственный художественный музей НГХМ, инв. Ж-345

Поступила в 1920 из ГХФ МБ ИЗО НКП

Выставки:
Левых течений, 1915, Петроград
Бубновый валет, 1917, Москва, №178
Розанова, 1918-1919, №36-47?
(Из серии игральных карт)
Вариант - кат. №67

Литература:
Гурьянова, 2002, с. 101-115, 278, кат. 66
Балаховская, 2002, ГТГ

Архивы:
Акты и списки передачи... РГАЛИ. Ф.665. Оп.1. Ед.хр.8. №465

Комментарии:

1. Существует две датировки живописной карточной серии Розановой: 
Поздняя, по Нине Гурьяновой, относится к 1915 и связана с тем, что эта серия работ впервые была представлена на выставках в 1915.
Ранняя, по Фаине Балаховской, относится к 1912 и привязана к фовистской и ранне-кубистической стилистике работ, характерной для Розановой в 1912-1913. 
В настоящее время большинство специалистов склоняются в более ранней датировке, хотя она и вызывает целую серию дополнительных вопросов. 

2. Фаина Балаховская полагает, что прототипом "Бубновой дамы" в серии карточных портретов Розановой была Александра Экстер:
"Бубновая дама - эффектная, светская львица в розовом платье; и контрастно к изысканному образу - огромные руки с узкими запястьями. Фотографий Александры Экстер совсем немного, а внешность ее описывали нечасто и в общих чертах. Например, Давид Бурлюк писал просто - «Она была молода и красива». В других описаниях мы находим скорее символический образ, чем реальный портрет, - как, например, в стихах Анны Ахматовой «Старый портрет», посвященных Александре Экстер:

Сжала тебя золотистым овалом 
Узкая старая рама,
Негр за тобой с голубым опахалом... 
Стройная белая дама.
Топки по-девичьи нежные плечи. 
Смотришь надменно-упрямо...
Розы в граненом бокале.

Вряд ли Ахматова описывала именно «Бубновую даму», но один из вариантов картины долгие годы хранился в семье Николая Пунина — мужа Анны Ахматовой и поклонника таланта Ольги Розановой. Розы постоянно связаны с образом Экстер и навязчиво повторяются - на фотографии, в стихах Ахматовой. Бубновая дама тоже держит что-то розоцветное. Хорошо знакомый с Экстер итальянский футурист Софиччи писал: "Алекса была хороша собой, обладала веселым нравом, характером покладистым и живыс одновременно". Бубновая дама обычно молода и незамужем. Экстер формально была замужем, но в воспоминаниях иногда вскользь упоминается ее свободная личная жизнь. "..., уступая богемным привычкам жены, в ее жизнь не вмешивался и ничему не препятствововал" (Алиса Коноген). 
Экстер участвовала в выставках «Бубнового валета» и законно была «картой» этой масти. 

3. Известно четыре варианта "Бубновой дамы", написанных Розановой - копия в подарок, меньшего, чем оригинал, размера; почтовая открытка; и цветная гравюра, естественно, были исполнены Розановой позже и соответственно  датируются. 
- Х\М из Нижнего Новгорода, 84х69, 1912-1913
- Х\М из частного собрания в Санкт-Петербуге, 58х42,5 (первоначально подарена автором Н.Н.Пунину). 1913-1914
- Бубновая дама в виде почтовой открытки, акварель, тушь. 15х10, 1913-1914, ОР РГБ, Москва
- Бубновая дама из "Заумной гниги", цветная гравюра, 22х19,5. 1915

Ни один из других карточных портретов Розановой не имел такого разнообразия я техниках исполнения и размерах. Возможно, популярность этому розановскому образу  принесло неизбежное рядоположение "Бубновой дамы" с "Бубновым валетом" (общество художников), к 1912 уже знаменитым. 

А.Б.

1