Розановская выставка в Вязниках

Вернисаж выставки "Розанова в 1917", Вязники.

В Вязниках в музее мы организовали розановскую выставку, а вчера поехали ее открывать в рамках "ночи в музее".

Выставка получилась маленькая, но тёплая. "У нас впервые авангард!" - со особенной интонацией сказали музейные работники. И понятно почему. Вязниковский музей живёт на обломках быта купцов, мануфактурщиков и дворян, все эти граммофоны, отрадные картинки, фарфор и тому подобное. Культурные события тоже в этом стиле - музицирование, "сохранение духа времени". Считается, что "дух времени" - это вот оно, а революция - это не дух времени, а то, что его нарушило, но это привет советской пропаганде, декларировавшей строго обратное. И тут Розанова. Но у нас были безупречные основания делать выставку именно тут. В Вязниках жила Анна, сестра Ольги, у неё долго хранился архив Ольги (потом она отдала его краеведу Донату Обидину и далее судьба архива туманна. Часть его скопировал Харджиев, а может что-то и купил, Доната уже нет, его родственники темнят...). К тому же Музей Маяковского, давая нам сканы розановских книжек, требовал три выставки. Первая была на АртСубъекте, вот это вторая.

Ну и вот. Мы мчали на машине Лены Суворовой в ночные Вязники, плохо представляя, что нас там ждёт и готовые к тёплой беседе с парочкой случайно забредших старушек, а получилось очень даже мило. Народ пришёл, и старушки, и нестарушки. Сначала было музицирование в дворянском стиле, где девушки пели такими чистыми голосами, что немедленно прощались все фальшивые ноты и хотелось немедленно стать гусаром и посвататься сразу ко всем. А потом все такие расслабленные пошли на нашу выставку и _мы их взяли тёпленькими..._ (зачёркнуто) для нас это был первый опыт представления авангарда в вообще незнакомой с ним провинции.

-- Что это всё значит? - спрашивали люди. А Михаил и Аня рассказывали о логике развития искусства, о вызовах времени, о поле экспериментов, о том, что это были хорошие люди и их цели были благородны. Вязниковцам деваться было некуда - Михаил такой интеллигентный, Аня такая умная, картинки такие разноцветные!

Мы сделали доску объявлений, чтоб вязниковцы дополнили наши разыскания. Но старушки сказали, что они не настолько старые, чтоб помнить зубного врача Анну Владимировну, умершую в семидесятые годы, но если что, то подумают ещё.

Потом нас благодарили, говорили, что не ожидали таких понятных объяснений такого непонятного искусства. Короче, мы поняли, что можем составить бродячую труппу по сёлам и маленьким городам, рассказывая о русском авангарде. Михаил баритоном расслабляет слушателей, Аня даёт наукообразность, Полина играет роль субтитров, переводя на нормальный язык. ТадАм-па-пам-пам!

Полина Вахотина

1