Розановские проекты на фестивале АртСубъект, 25-26 февраля 2017

Ольга Розанова: исследования и насущные жизненные вопросы

Выставка + выставочка+ научная конференция + дискуссия 

"Тэ ли лэ" - фундирующий корпус мероприятий фестиваля актуальных искусств "АртСубъект". Тема фестиваля в 2017: "Институт современного искусства". 

В центре комплекса проектов "Тэ ли лэ" - жизнь и творчество Ольги Розановой, знаменитой художницы-авангардистки, родившейся во Владимирской губернии, большую часть жизни прожившей во Владимире и часто использовавшей владимирские реалии в качестве художественной натуры. 

Сокураторы - Анна БРАЖКИНА (концепт, тексты), Полина ВАХОТИНА (разработка стендов), Светлана КОРОЛЕВА (партнерские контакты с ГММ). Архитектор экспозиции - Евгения КУЛЕШОВА, исполнитель - Андрей БЕЛЯКОВ. 

Организатор этого блока мероприятий - Розановский центр (Владимир). Председатель попечительского совета Центра - Андрей Дмитриевич САРАБЬЯНОВ, глава московского Центра авангарда Еврейского музея и центра толерантности, автор-составитель "Энциклопедии русского авангарда". Кроме него, в попечительский совет входят ключевые специалисты по творчеству Ольги Розановой - Вера Николаевна ТЕРЕХИНА (ИМЛИ РАН) и Нина Альбертовна ГУРЬЯНОВА (Северо-Западный университет, Чикаго). Мы надеемся на присоединение к нашей инициативе представителей других заинтересованных научных и музейных институций, а также свободных исследователей.  

Выставка футуристической книги Ольги Розановой

Основной партнер проекта - Государственный музей Маяковского (ГММ, Москва). Директор ГММ Алексей ЛОБОВ - в прошлом основатель владимирской галереи искусств «Ступени», располагавшейся в начале 2000-х в первой школе Владимира, где, к слову, когда-то училась Ольга Розанова. 

 Основные экспонаты выставки будут представлены в копиях, созданных по имиджам из фонда Музея Маяковского (в прошлом году мы выставляли розановскую живопись в копиях "в-размер" из 16 российских музее, включая Третьяковскую галерею и Русский Музей). 

 Ранее персональные выставки футуристической книги Розановой нигде не проводились. 

Концепция выставки

Существует 18 книг, в создании которых принимала участие Ольга Розанова. На выставке все они так или иначе будут представлены. Большинство из них создано совместно с Алексеем Крученых. 

"Тэ ли лэ" - это опыт "перепрочтения" русской футуристической книги как разновидности выставки. 

Такой подход к составлению книг был особенно характерен для издательства Алексея Крученых ЕУЫ. Крученых подбирал тексты и иллюстрации, как экспонаты, преследуя конкретные "кураторские" цели в рамках собственной культурной политики. Кампании, которые реализовывала творческая группа Крученых, были направлены чаще всего на борьбу со "отжившими" формами искусства, в первую очередь - с символизмом, который Крученых понимал как наивысшее, синтезирующее, достижение всемирной пошлости. Наиболее выразительные инструменты этой кампании - книги "Старинная любовь. Бух лесинный" (новая генеалогия символизма), а также "Утиное гнездышко... дурных слов" и "Игра в аду" (антисимволистский гротеск). 

Но иногда цели изданий были другими - интеракция с соратниками из других стран ("Тэ ли лэ"), образцовая демонстрация приемов "нового искусства" ("Взорваль"), консолидация группы ("Заумная гнига"), манифестация отношения к важному историческому событию ("Война") и т.д. Преемниками подобных издательских крученыховских практик стали Пуни-Богуславская ("Рыкающий Парнас"). Особняком в этом ряду стоит книга "Возропщем", ориентированная прежде всего на главного читателя (Ольгу Розанову) и преследующая воспитательные цели. 

Мы подчеркиваем рабочий характер наших интерпретаций и надеемся получить содержательную критику коллег.  

 

Вторая Розановская научная конференция. 

Конференция, как и Розановская выставка, проходит во Владимире во второй раз. По результатам конференции выходит сборник научных статей.

Доклады традиционно распределены по темам:

1. Город (региональный аспект в исследованиях)

2. Круг (о связях Розановой с другими деятелями искусства)

3. Музеи (вопросы бытования наследия Розановой в музейной среде)

4. Гипотезы (концептуализация подходов к иследованию жизни и творчества Розановой)

5. Документы и находки (представление выпавших из культурного оборота материалов и комментарии к ним)

6. Школа (доклады, подготовленные школьниками и студентами).

Чрезвычайно важной для нас особенность нынешней конференции станет расширение круга владимирских участников за счет студентов ВлГУ, краеведов и представителей региональных профильных научных институций.

Еще одной новостью конференции станет использование формата скайп-доклада, позволяющего радикально расширить географию участников. По скайпу из США в этот раз прочтет доклад Нина ГУРЬЯНОВА, автор первой монографии по творчеству Ольги Розановой.

"Гвоздем" конференции, насколько мы понимаем, станет сообщение сотрудника Государственного архива Владимирской Алексея АРЕСКИНА, которому удалось добиться выдающихся достижений в "краеведческом розановедении" - Арескин обнаружил архивные документы, позволяющие точно идентифицировать дом, в котором жила Ольга Розанова во Владимире; этот дом сохранился. 

Почетный участник конференции Андрей САРАБЬЯНОВ прочтет лекцию по основам авангарда для молодых художников Владимира.  

Другие докладчики 

Москва 

Фаина Матвеевна БАЛАХОВСКАЯ, советник генерального директора Государственной Третьяковской галереи, Москва (тема уточняется)

Дмитрий Валерьевич КАРПОВ, зам. директора по научной работе Государственного Музея Маяковского, Москва (Розанова в архивах Музея Маяковского)

Роман Михайлович МИНАЕВ, руководитель мастерской Новые Медиа в Московской школе фотографии и мультимедиа им. Родченко, Москва (Наследие авангарда в современной системе художественного образования).

Александр Ефимович ПАРНИС, филолог, литературовед, исследователь футуризма, Москва (тема уточняется)

Михаил Валентинович ПОГАРСКИЙ, художник книги, Москва (Футуристическая книга - предтеча "книги художника")

Вера Николаевна ТЕРЕХИНА, профессор Института всемирной литературы РАН, Москва (Владимирский иконный прообраз одного из рисунков Розановой)

Александр Анатольевич ШУМОВ, искусствовед, художник, куратор, редактор, Москва (Некоторые документы из архива Константина Рождественского).  

Ростов Великий 

Сергей Вячеславович САЗОНОВ, зам. директора по научной части государственного музея-заповедника "Ростовский Кремль" ("Зеленая полоса" в Ростовском Кремле) 

Владимир 

Михаил Львович БИРЮКОВ, хранитель Розановского центра, Владимир (Письма и рисунки Давида Бурлюка, найденные в Вязниках)

Анна Владимировна БРАЖКИНА, ученый секретарь Розановского центра, Владимир (Некоторые комментарии к выставкам "Тэ ли лэ")

Ульяна Сергеевна ВАХОТИНА, культурный центр Эйдос, Владимир (Юная Розанова и владимирские масоны)

Нина Ивановна ВЛАСОВА, руководитель музея средней школы №1, Владимир (Материалы, связанные с девочками Розановыми, в архивах школьного музея)

Наталья КУЗЬМИНА, студентка 4 курса худграфа ВлГУ, менеджер мастерской Sntange Fruit, сокуратор фестиваля АртСубъект, Владимир (Коллекции авангарда в советских столичных и провинциальных музеях в свете культурной политики СССР).

Татьяна Николаевна МЕРКУЛОВА, глава художественного отдела Владимиро-Суздальского музея-заповедника (Государственные свободные художественные мастерские во Владимире)

Маргарита Петровна ПОПОВА, к.ист.н., краевед (Идентификация точки пленэра одного из городских пейзажей Ольги Розаовой)

Инна Станиславовна СБИТНЕВА, историк, краевед, автор нескольких книг по истории Владимира (Меленские мифологемы - фон взросления Оли Розановой)  

*** 

Лекторы образовательной программы фестиваля АртСубъект 

Приглашенные лекторы образовательной программы фестиваля:

Андрей САРАБЬЯНОВ (историк искусства, куратор, Центр авангарда Еврейского музея и центра толерантности, Москва), Виктор СКЕРСИС (художник, по скайпу из США)

Анатолий ОСМОЛОВСКИЙ (художник, теоретик, куратор, издатель, педагог, Институт современного искусства "База", Москва)

Светлана БАСКОВА (режиссер, художник, куратор, издатель, историк искусства, педагог, Институт современного искусства "База", Москва)

Роман МИНАЕВ (художник, куратор, педагог, Школа им. Родченко, Москва), Михаил ПОГАРСКИЙ (художник книги, историк искусства, педагог, Москва)

Илья БУРДАЙТСКИС (художник, историк, куратор, теоретик, Москва), Дария СУХОВЕЙ (поэт, филолог, куратор, Санкт-Петербург).

1