Суета сует по Кандинскому

«Центр искусств. Москва» — это новое арт-пространство столицы.

Расположенное в самом историческом её центре в окружении знаменитых ГМИИ им. Пушкина и Музея личных коллекций, галереи Ильи Глазунова и буквально под крышей храма Христа Спасителя. Уже более года работает центр, автором проекта которого является Андриан Мельников. Он же куратор новой экспозиции «Кандинский и современники», которая открылась 16 декабря минувшего года. В тот день отмечалось 150-летие со дня рождения выдающегося русского художника Василия Васильевича Кандинского — автора многочисленных «композиций» и «импровизаций», одного из основоположников абстракционизма. Абстрактные композиции художника проявились как результат постоянного эмоционального, творческого и философского взаимоотношения с искусством. С самого детства — занятия рисованием, игра на фортепиано, виолончели. Но будущий знаменитый художник вполне мог стать знаменитым адвокатом. Закончив обучение на юридическом факультете Московского университета, Кандинский стал преподавать на кафедре политической экономии. Спустя некоторое время он получает из Университета города Тарту завидное предложение занять место профессора юриспруденции. Но именно тогда у него созрело решение, кардинально меняющее всю его жизнь: серьёзно заняться живописью. Он сам напишет позднее в своей автобиографической книге «Ступени», что научные занятия никогда не вызывали в нём таких переживаний, внутренних подъёмов, как искусство, «которое только одно выводило… за пределы времени и пространства». В своих воспоминаниях он говорит и о двух событиях, повлиявших на его решение: выставка импрессионистов в Москве и опера Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре. Особенно сильное впечатление на выставке произвёл «Стог сена» Клода Моне. Он вспоминал: ему казалось, что «художник не вправе писать так неясно», что в «картине нет предмета», но «с удивлением и смущением замечал, что картина эта волнует и покоряет». И он пишет, что в тот момент ему открылась превзошедшая все его смелые мечты сила палитры. Размытость и мутность изображения буквально заворожили его. Потом про эту «мутность» он напишет даже во вступительном белом стихе — эпиграфе к своей биографической книге: «…плохо, что ты не видишь мутное: в мутном-то оно и сидит. Отсюда всё и начинается…» Вот как, выражаясь по-современному, зацепило творческого человека новое искусство — импрессионизм. Кстати, в ноябре 2016 года, по сообщениям в СМИ, картина «Стог сена», относящаяся к одноимённой серии из 25 работ, на торгах Christie’s в Нью-Йорке была продана за 81,4 миллиона долларов. Там же среди лотов было и полотно Василия Кандинского «Негнущееся и согнутое», проданное более чем за 23 миллиона долларов. Ну, это небольшое отступление в сторону цифр, что называется, для справки, для интереса.

Кузьма Петров-Водкин. «Архонт». 1904 год Приняв «судьбоносное» решение, Кандинский, которому уже исполнилось тридцать лет, отказывается от всех выгодных предложений и уезжает в Мюнхен, который был тогда одним из центров развития искусства. Поступает в художественную школу Антона Ажбе, где его соучениками стали Давид Бурлюк, Марианна Верёвкина, Игорь Грабарь, Мстислав Добужинский, Кузьма Петров-Водкин, Иван Билибин, Алексей фон Явленский. Потом были обучение в Мюнхенской академии художеств, создание группы «Синий всадник», а потом и возвращение в 1914 году в Москву, которую он называет исходной точкой своих исканий. Он был одним из участников творческого объединения «Бубновый валет». После революции 1917 года Кандинский занимается и организацией охраны памятников, и созданием Российской академии художественных наук, преподаёт во ВХУТЕМАСе, был даже избран вице-президентом РАХН. В декабре 1921 года, когда искусство в стране направляется на путь социалистического реализма, Кандинский уезжает в Германию для организации Берлинского отделения РАХН. Участвует в Первой выставке русского искусства в Германии. В Россию он уже не вернулся. В Берлине началась его работа в стиле абстракционизма, написал большое количество картин и акварелей. Он преподавал в Высшей школе строительства и художественного конструирования «Баухауз». В 1928 году принял немецкое гражданство. А когда в 1933 году пришедшие к власти нацисты упразднили «Баухауз» и объявили живопись Кандинского и других художников-новаторов «дегенеративным искусством», Кандинский уезжает в Париж. Там он жил и работал уже до конца своих дней, до декабря 1944 года. Семья Кандинских как начало всех его творческих проявлений была богата родовыми корнями. Прабабушка художника со стороны отца была тунгусской княжной. Корни фамилии Кандинских уходят к выходцам из князей мансийского Кондинского княжества. Бабушка по материнской линии была немка. Вместе с родителями Кандинский много путешествовал по России и Европе. Во время обучения в университете принимал участие в этнографической экспедиции в Вологодскую губернию, занимался собиранием остатков языческой религии у зырян. Творчество художника пропитано самыми разными впечатлениями и переживаниями, как он сам любил говорить, вибрациями. До абстрактных композиций был и переходный период, когда в 1905 году появилась его необыкновенно самобытная «Русская красавица в пейзаже», находящаяся, как и много других его работ, в Мюнхене. Манера, в которой она написана, какими-то элементами, кажется, перекликается с двумя картинами диптиха Кандинского, представленного в нынешней экспозиции в «Центре искусств». Две части неизвестного широкой публике диптиха художника более ста лет находились в разных коллекциях. Одна — в США, другая — в Швеции. И впервые за долгие годы они воссоединились. Одна из них называется «Медведь». Название второй — Vanitasvanitatum. Это название — часть ставшего крылатым латинского выражения Vanitas vanitatum et omnia vanitas из Книги Екклесиаста — «Суета сует, — всё суета!» Стало быть, звучит название картины довольно просто и знакомо: «Суета сует». Сюжет диптиха именно об этом. На первой картине мужик с вилами идёт на медведя, защищая ребёнка, мирно сидящего на полянке. На второй видим того же ребёнка и других действующих лиц, что-то обсуждающих. Мужика с ними нет… уже. А на заднем плане — похороны. Картины датированы 1907 годом. Кандинскому — сорок один. Половина жизненного пути. Всего в экспозиции представлено пять работ Василия Кандинского, а также ряд оригинальных картин его современников: Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского, Николая Рериха, Казимира Малевича, Михаила Нестерова, Кузьмы Петрова-Водкина, Михаила Ларионова, Ивана Билибина. Все работы из частных коллекций.
Василий Кандинский. «Медведь». 1907 год «Центр искусств. Москва» — и в самом деле удивительное и новое арт-пространство столицы, которое следует посетить обязательно. Удивительная выставка Василия Кандинского — лишь его малая часть.

Наталья Чаплягина

http://argumenti.ru/society/n575/521066

1