| ||||||||||||||||||
Ольга Шишко. Машины мечты авангарда и "расширенное кино" В начале ХХ века кинематограф как пространство эксперимента был одинаково интересен как пионерам киноавангарда (Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Ханс Рихтер), так и художникам (Марсель Дюшан, Михаил Матюшин, Казимир Малевич). Старые киноформы трансформировались; одновременно изобретались новые. Момент, когда в постструктуралистской философии и литературе появилась идея разрушения единой повествовательной структуры произведения, стал моментом рождения нелинейного кино и интерактивной работы со зрителем. Сегодня технологии интернет-дистрибуции, тенденция к просмотру фильмов на экранах планшетов вновь вернули интерес к экспериментальным формам в «большой кинематограф». Эта парадигма киносмотрения сделала востребованным то, что предлагали пионеры авангарда еще сто лет назад. Питер Гринуэй и Дэвид Линч — современные классики — предлагают качественно иной взгляд на структуру кино. Все это не только требует осмысления в историческом контексте — новшества нуждаются в подготовленной публике. Эта задача и стала основной для искусствоведа Ольги Шишко как для куратора. Цель лекции состоит в том, чтобы объяснить чувство deja vu, возникающее, когда мы оглядываемся назад, во времена, когда привычные нам технологии едва зарождались. Аудитория обсудит, как идеи «расширенного смотрения» Михаила Матюшина, «чистого кино» Казимира Малевича и Ганса Рихтера, «внутреннего кино» Марселя Дюшана, тактильного кинематографа Сальвадора Дали, «монтажа аттракционов» Сергея Эйзенштейна получают новый смысл в экспериментах современных художников. Лектор: Ольга Шишко — искусствовед, куратор, преподаватель. Учредитель Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб». С 2016 г. — заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. Пушкина. Куратор выставок, среди которых «Человек как птица. Образы путешествий» (2017, специальный проект ГМИИ им. Пушкина в рамках Параллельной программы 57-й Венецианской биеннале), «Дом впечатлений» (2016–2017, ГМИИ им. Пушкина), «Мокьюментари: Реальности недостаточно?» (2013, ММСИ), «Погружения: в сторону тактильного кинематографа» (2012, Фонд культуры «Екатерина»). Еврейский музей и центр толерантности, 27 сентября 2018 |