Галина Антипова. Маяковский и Пушкин: «почти что рядом»

Русская литература знала две ярких переломных эпохи — начало XIX и начало XX века. Пушкин и Маяковский были символами этих эпох, кумирами своих поколений. Новая эпоха спорила с прежней всем — эстетикой, языком, идеалами. Суть ее — предчувствие близкой исторической катастрофы, затем страшная война, революция, слом всей прежней жизни. Главной заботой ее художников было Будущее, радикально отличное от всего прошедшего. В борьбе за искусство Будущего футуристы при активном участии Маяковского начинали с противостояния всему, что было утверждено общественным мнением — отсюда их требование «бросить Пушкина с парохода современности». Это противостояние было остро воспринято современниками и закрепилось в исторической памяти. Но о центральном положении Пушкина в культуре футуристы никогда не забывали. Он был для них точкой не только отталкивания, но и опоры. Поэты нового времени по-своему решали поэтические задачи, поставленные Пушкиным, по-новому разрабатывали важные темы его творчества. Неожиданные параллели личных биографий поэтов говорят, как несхожие обстоятельства привели к одному трагическому итогу: смерти от пули. Их посмертные судьбы, где сменяются периоды мертвящей канонизации и живой любви, тоже оказываются связанными. Символично соседство двух памятников на Тверской улице — «почти что рядом», в одной остановке метро. Лектор: Галина Антипова - научный сотрудник Государственного музея В.В. Маяковского.

Еврейский музей и центр солидарности, 31 июля 2019

1