| ||||||||||||||||||
Декабрь 1913 - март 1914. Фриче "Об истинном футуризме" (2) Профессор Владимир Фриче, наиболее известный до первой мировой войны своей популярной книгой "Поэзия кошмаров и ужаса" (1912) (1), присоединился к футуристическим штудиям в декабре 1913 - на одной из лекций "по футуризму", прочитанной Александром Закржевским 17 декабря 1913, Фриче выступил оппонентом, вызвав резкую критику переводчика Маринетти Вадима Шершеневича. Шершеневич в ответном слове показал, что Фриче не знает манифестов Маринетти и подтасовывает факты, и придумал "дразнилку" - "Фриче, Фриче, бесенята!", ставшую на время мемом в этой среде. 8 (20) марта 1914 Фриче прочел собственную лекцию "Об истинном футуризме". Лекцию организовали Общество "Просвещение" и Литературно-художественный кружок. Прошла она в зале московского страхового общества. Он также опубликовал статью о футуризме, в которой, в частности, писал о "зауми" Крученых: „Я их не понимаю, но ясно чувствую, что здесь инородцы явно намеренно подкапываются под родной язык. А этот самый Крученых едва ли не один из врагов нашей родины. Я ничуть не удивлюсь, если узнаю, что господин, написавший такое, может быть социалистом“ (1) Лекция и публикации Фриче о футуризме вызвали возмущение всего "левого" художественного лагеря и, в определенном смысле, способствовали его сплочению. В Первом журнале русских футуристов, вышедшем в апреле 1914, имя Фриче в сопровождении самых нелестных характеристик упоминается в трех статьях. "След Фриче" обнаруживается в расширенной версии поэмы "Игра в аду", переизданной Крученых в 1914 с большим количеством рисунков Розановой и новыми рисунками Малевича. В феврале-марте 1919 Фриче, возглавлявший секцию изобразительных искусств и народных празднеств Отдела народного образования Моссовета, инициировал первую советскую медиа-кампанию против футуристов, приведшую к закрытию газеты "Искусство коммуны". Одной из шельмуемых Фриче фигур была недавно умершая Ольга Розанова. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Книга Фриче "Поэзия кошмаров и ужаса" формально направлена критикует европейский декаданс, однако представляет собой типичное коммерческое издание, паразитирующее на предмете собственной критики. Особую популярность книге принесло увлечение автора "околопорнографическими" и "бесовскими" темами. Иллюстрации книги почти сразу "перерабатывались" футуристами в сатирическом духе и использовались при издании самописных книг. 2 Цитата по ст. К.Малевича "Ответ двум социалистам" //Собрание сочинений в пяти томах. Том 5-й. Москва, Гилея, 2004 ПРИЛОЖЕНИЯ Общество "Просвещение" о лекциях Фриче Лекция о футуризме была прочитана В. М. Фриче в Москве в литературно-художественном кружке и прошла, по отзыву "Голоса Москвы", с успехом. Вологодский листок о лекции Фриче "Об истинном футуризме" Лектор является одним из наиболее популярных и любимых публикой московских лекторов. Большая содержательность его лекций (В. М. Фриче один из лучших знатоков русской и иностранной художественной литературы и автор известных книг - "Очерки по истории западно-европейской литературы", "Художественная литература и капитализм", "Леонид Андреев", "От Чернышевского до наших дней" и др.- соединяется с умением облечь свои мысли в простую красивую форму. Вологодский листок. - 1914. - 8 марта |