| ||||||||||||||||||
В.Хлебников, Б.Лившиц. На приезд Маринетти в Россию. 1914 (2) Впервые: листовка, отпечатанная в Петербурге 1 (14) февраля 1914 г. и воспроизведенная в кн.: Бенедикт Лившиц. Полутораглазый стрелец. Л.: Из-во писателей. 1933. С. 215. Републикация текста (с редакц. названием) в СП. V. 1933. https://myasko.spb.ru ответы mail что такое мясо. Сегодня иные туземцы и итальянский поселок на Неве из личных соображений припадают к ногам Маринетти, предавая первый шаг русского искусства по пути свободы и чести, и склоняют благородную выю Азии под ярмо Европы. Люди, не желающие хомута на шее, будут, как и в позорные дни Верхарна и Макса Линдера, спокойными созерцателями темного подвига. Люди воли остались в стороне. Они помнят закон гостеприимства, но лук их натянут, а чело гневается. Чужеземец, помни страну, куда ты пришел! Кружева холопства на баранах гостеприимства. В. Хлебников Б. Лившиц 1 (14) февраля 1914 Примечания Маринетти — см. на С. 419; приехал в Россию по приглашению Международного общества культурных контактов; непосредственным инициатором лекционного турне был московский журналист Генрих Тастевен (в переводе которого в январе 1914 г. вышел сборник материалов — "Футуризм. На пути к новому символизму"). Среди записей Хлебникова, относящихся к началу 1914 г.: "Общественный вкус нашего времени носит готические усы Маринетти. Дайте ваш общественный вкус, чтобы я мог дать пощечину общественному вкусу" (НП:476). Тём не менее следует иметь в виду неоднозначность отношения Хлебникова к лидеру итальянского футуризма (см. в декларации "Труба марсиан" на С. 251). Лившиц Бенедикт Наумович (1886–1939) — поэт, участник группы "Гилея"; в своей книге мемуаров охарактеризовал отношение к Маринетти разных представителей русского авангардного искусства, а также позицию русской либеральной печати (принципиально враждебной к явлениям отечественного художественного новаторства) в освещении визита иностранного футуриста. Хлебников в тот момент нашел в Лившице союзника в выражении собственной общественнокультурной позиции. Из мемуаров Лившица: "… мы в четверть часа составили воззвание… чтобы к вечеру иметь возможность распространить его на лекции Маринетти. Уже в типографии [Хлебников] внес в текст некоторые поправки, смягчив выражения, показавшиеся ему слишком резкими" (ibid. С. 214–215). В информационной заметке "Лекция Ф. Т. Маринетти", выдержанной в "добродушно-снисходительных", а отчасти "сочувственных" тонах, газ. "Речь" (2 февраля 1914 г., № 32) писала: "Петербургские футуристы явились на лекцию почти все; двое из них имели бесстыдство пустить по рукам ругательную печатную заметку, где рядом с бранью по адресу гостя читаем о "позорных днях Верхарна и Макса Линдера"". Н. И. Кульбин пытался препятствовать распространению листовки в аудитории, отчего и произошел у него инцидент с Хлебниковым (см. "Бездарный болтун!.." на С. 222). Позорные дни… — имеется в виду газетная шумиха и публичный ажиотаж вокруг приезда в Россию в ноябре 1913 г. бельгийского поэта Верхарна (см. СС, 2:517) и французского кинокомика Макса Линдера (1883–1925). Кружева холопства на баранах гостеприимства — примеч. Хлебникова (конец 1921 г.) на экземпляре листовки (ГММ): "Чичиков, провоз кружев из-за границы". См. в жизнеописании гоголевского героя, служившего на таможне: "… часто повторяемая история об остроумном путешествии испанских баранов, которые, совершив переход через границу в двойных тулупчиках, пронесли на миллион брабантских кружев" ("Мертвые души". Т. 1:Х1). |