| ||||||||||||||||||
Ивановский музей сотрудничает с ГТГ Иваново и Москва обменялись картинами В здании Третьяковской галереи на Крымском валу проходит выставка «Авангард. Список № 1». Она приурочена к столетию Музея живописной культуры (МЖК), который просуществовал в Москве всего десять лет. Сейчас о нем вспоминают как о феномене мировой культуры, а в 1938 году закрыли за ненужностью. Часть холстов «сослали» в провинциальные музеи (так шедевры авангарда попали в том числе и в Иваново), а часть решили буквально пустить на тряпки. По сути это был первый государственный музей современного искусства — не только в стране, но и в мире. Его предложили создать сами художники, и советская власть откликнулась: молодое государство нуждалось в новом революционном искусстве. Первым директором МЖК стал абстракционист Василий Кандинский. Сейчас в Третьяковке по сохранившимся фотографиям и старым газетным публикациям попытались восстановить авангардную экспозицию. Шестнадцать музеев (в их числе лондонский Тэйт) и частные собрания предоставили произведения, которые когда-то входили в коллекцию МЖК. Заметны на выставке и восемь холстов из ивановского художественного музея. Глядя на восстановленную экспозицию, можно предположить, что сто лет назад она вызывала у неподготовленного зрителя недоумение и раздражение. Авангард и сегодня принимается далеко не всеми. Но музей живописной культуры не только пропагандировал новое искусство, но и пытался его объяснить. Способствовала этому даже развеска картин — фигуративность на холстах «растворялась» от зала к залу, посетитель постепенно переходил от предметного искусства к беспредметному. Во второй половине 19 века, после появления фотографии, многие художники перестали стремиться к реалистичному рисунку — камера всё равно точнее. Живописцы начали экспериментировать с цветом (появляется импрессионизм) и с формой. Художники-авангардисты убеждены, что каждый вид искусства имеет свои язык и метод. Живопись не должна дублировать литературу: «рассказывать» истории и отображать действительность. Она воздействует на зрителя иначе — краской, фактурой, живописным ритмом. Мы же не ищем буквального содержания в музыке — может не быть его и на холсте. Музейный детектив Из Иванова на выставку привезли А. Куприна, В. Стржеминского, А. Шевченко, Р. Фалька, К. Малевича, В. Степанову, А. Родченко, И. Машкова. Еще одна работа, отправившаяся в Москву, известна ивановцам как женский портрет кисти Юрия Анненкова: «заугленная» девушка с короткой стрижкой сидит у туалетного столика, под ее руками гребешки, шкатулки, косметические склянки, пудреница. Этот портрет поступил в Иваново после закрытия Музея живописной культуры. В сопроводительных документах значилось «неизвестный художник», но поскольку внизу холста стоят инициалы «Ю.Аф.», со временем появилось предположение, что это Юрий Анненков. Авторство на ивановском холсте сначала указывали со знаком вопроса, а потом забыли о сомнениях. Специалисты Третьяковки, готовясь к нынешней выставке, подняли архивные документы. В музей живописной культуры «Девушка за туалетом» поступила в 1922 году с Первой выставки русского искусства в Берлине. Там, судя по каталогу, она выставлялась в разделе «ученических работ» без указания авторства. Рядом висели еще две неподписанные работы схожей стилистики — сейчас они принадлежат Вольскому краеведческому музею (Саратовская область). На выставке «Авангард. Список № 1» все три холста экспонируются вместе — видно, что они выполнены, скорее всего, рукой одного художника. Правда, установить его личность пока не получилось. В Ивановском художественном музее согласились с доводами экспертов Третьяковской галереи, что наш холст не принадлежит кисти Юрия Анненкова. В Вольском музее пока отказались признавать открытие — в их коллекции работы неизвестного автора подписаны именами Ольги Розановой и Натальи Гончаровой На московской выставке представлены документы, связанные с работой и реорганизацией Музея живописной культуры. Из них следует, что в 1920–1921 годах Наркомпросс закупал произведения нового искусства не только для МЖК, но и для провинциальных собраний. Так в Иваново отправлено 22 живописных полотна, в Шую — 24. Судьба большей части этого поступления не известна — см. публикацию в «РК» от 14 сентября 2018 года. После закрытия московского МЖК в Иваново-Вознесенск было передано более 20 экспонатов. Часть из них сейчас вернулась на выставку в Третьяковку, часть по-прежнему можно увидеть в Иванове («Пряху» Кончаловского, «Этюд к автопортрету» Розановой, «Улицу» Синезубова) и что-то, видимо, остается в запасниках. Обмен Картины, которые отправились на выставку в Москву, были в постоянной экспозиции ивановского музея. Чтобы не закрывать зал с авангардным искусством, необходимо было его пополнить. Девять работ временно предоставила Третьяковская галерея, плюсом демонстрируется несколько произведений из запасников нашего музея. По сути в Иванове сейчас открыта новая экспозиция с первоклассными вещами. Из «московских» поступлений выделю автопортрет Натана Альтмана 1912 года. Изображение раскладывается на несколько плоскостей, на переднем плане два опиумных мака. Несмотря на яркость цветов, портрет кажется холодным, в чем-то мистическим. Художник написал его по возвращении из Парижа, где прожил год. На стыке народного лубка и открытий кубизма — «Прачки» Александра Шевченко (1913 год) — эта работа тоже из Третьяковки. На фоне краснокирпичного фабричного пейзажа — три угловатые босоногие бабы у водонапорной колонки. Индустриальное бесконфликтно сочетается здесь с патриархальным и простонародным. Для поклонников беспредметного искусства — супрематизм Ильи Чашника, Анны Лепорской, Ивана Клюна и Варвары Степановой из собрания ГТГ. Выставка «Авангард. Список № 1» продлится в Третьяковской галерее до 23 февраля 2020 года. До этого времени проработает и обновленная экспозиция авангардного искусства в Ивановском художественном музее. Выходной день — вторник. Николай Голубев. В Третьяковке художник стал неизвестным. Рабочий край. |