ArtNewspaper Russia: Розанова — сомнительная и несомненная

Сомнительная Розанова. Эскиз ткани. 1917. Частная коллекция, Нидерланды. Выставлена на продажу на artprice.com без указания цены. Фото: Наталья Шкуренок

Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России.

Симпозиум и выставки организовал и проводит фонд русского авангарда «Розановский центр» (РЦ), действующий во Владимире с 2016 года. События этого года посвящены важнейшей дате — 100-летию со дня смерти Ольги Розановой. Выставки открыты в Центральной детской художественной школе Владимира и в обустроенной под выставочное пространство комнате дома Розановой.

В залах детской художественной школы реализованы два проекта, подготовленных специально к симпозиуму. Один из них его куратор и ученый секретарь РЦ Анна Бражкина назвала «Владимирский фовизм». Здесь представлены четыре портрета членов семьи Ольги Розановой, выполненные ею в 1911–1913 годах. Первый — знаменитый «Портрет А.В.Розановой», сестры художницы, написанный ею в 1912 году в Москве, где на Большой Якиманке жила тогда Анна. Картина в свое время вызвала огромный интерес и стала одной из самых известных работ Розановой — ее репродукция даже появилась в журнале «Огонек» рядом с тремя работами Малевича. Три других произведения — автопортрет самой художницы, портреты матери («Портрет дамы в зеленом платье») и брата Анатолия («Мужской портрет»).

«На мой взгляд, Ольга Розанова создала особый, свой собственный жанр, — объяснила идею проекта Анна Бражкина корреспонденту TANR. — Его можно назвать парадным семейным фовистским портретом. Ольга Розанова в процессе становления как художника пробовала писать в разных манерах. Эти четыре портрета объединяет не только семейное родство моделей и то, что работы были написаны по случаю юбилеев (матери исполнилось 60 лет, сестре — 25), — их объединяет и общий живописный стиль — фовизм».

Другая выставка, проходящая в этих же залах, получила название «Сомнительная Розанова». Так же именуется и журнал, который РЦ выпустил к открытию выставки и симпозиуму; в нем подробно описаны различные истории, связанные с бытованием поддельных работ художницы. На выставке представлена большая серия фотокопий с подделок произведений Ольги Розановой, проданных за последние десятилетия. Сотрудникам РЦ удалось найти в Интернете около 70 сомнительных картин, приписываемых художнице, которые появляются на аукционах, хранятся в частных коллекциях и музеях Австрии, Бразилии, Великобритании, Германии, Канады, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии и Швеции. «Мы специально не называем их фальшивками, поскольку пока клеймо „фальшивка“ на них не поставлено, — говорит Полина Вахотина, директор РЦ. — Сомневаться имеем право и делаем это открыто. И дальше планируем пополнять нашу коллекцию „сомнительных Розановых“».

Еще одна экспозиция открыта в небольшом пространстве пока единственной отремонтированной комнаты в доме семьи Розановых, стоящем во Владимире на Музейной улице. «Игра в аду» — так называется знаменитая книга Алексея Крученых и Велимира Хлебникова, обложку которой создал Казимир Малевич, а иллюстрации — Ольга Розанова. РЦ заказал в Российской государственной библиотеке копию с микрофильма этой книги — увеличенные принты иллюстраций и текст украшают стены розановского дома. «Эта экспозиция — повод поговорить о доме и о том, что мы здесь планируем, — считает Полина Вахотина. — Мы не хотим делать здесь мемориальный музей, поскольку не осталось никаких подлинных вещей художницы. У нас вообще нет задачи „консервации Розановой“. Нам хочется развиваться, двигаться дальше, сделать дом живым творческим пространством. Хотим, чтобы этот уголок Владимира — сейчас почти безлюдный, обделенный вниманием гостей — вписался в туристическое пространство города. Хотим оживить дом, чтобы сюда приходили и туристы, и местные жители, знакомились с творчеством Ольги Розановой, участвовали в разных акциях».

Выставки РЦ во Владимире продлятся до конца мая.

Наталья Шкуренок, ArtNewspaper Russia, 18.04.2018

1