| ||||||||||||||||||
Владимир-СМИ: «Игра в аду» (2) Во Владимире презентовали первую выставку в найденном год назад доме авангардистки Ольги Розановой. Энтузиасты столкнулись со всплеском подделок работ художницы и проблемами с соседями. Во Владимире состоялся III Розановский симпозиум, на который съехались искусствоведы и исследователи творчества художницы-авангардистки Ольги Розановой. Группа владимирских активистов, работающая над «исторической реинкарнацией» имени художницы Ольги Розановой и восстановлением связанных с ней исторических мест во Владимирской области, приурочила мероприятие к 100-летию со дня ее смерти. Ученый секретарь Розановского центра Анна Бражкина объясняет почему особенно интересен последний (1918) год жизни Ольги Розановой: Анна Бражкина «Здесь поставлен был целый ряд важных вопросов, все они связаны с переходом от царской России к советской. Для нас это самая важная тема. И вот это единодушие в оценке этого периода, как требующего дополнительных разъяснений, для меня лично дико важная вещь. Мы должны понять, где сбивки происходили, что в истории России было? И через призму Розановой это наиболее доходчиво видно. Потому что она умерла в 1918 году, не хлебнув следующего периода — ни Гражданской войны, ни периода репрессий. То есть, в чистом виде Розанова — художник авангарда, который находился у власти. Это наше первое достижение». На симпозиуме подняли тему «Розанова как рыночный товар» и представили версию журнала «Сомнительная Розанова», посвященного знаменитым подделкам картин художницы. Специалисты отмечают, что 2018 год ознаменовался тревожной и в то же время любопытной тенденцией, свидетельствующей о росте интереса к творчеству Розановой в среде коллекционеров: «Количество подделок «под Розанову», оборачивающихся на мировом рынке, сравнялось с количеством оригинальных работ, созданных Ольгой Розановой. С одной стороны, это свидетельствует о растущей популярности художницы, но с другой — грозит искажением сути ее творчества. «Розановский центр» считает своим долгом защищать творчество Розановой от подделок». На выставке во Владимире представлен весь корпус известных подделок, появляющихся на аукционах и находящихся в музейных собраниях Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Великобритании, Швеции, США, Канады, Бразилии, Австралии, Нидерландов. Основная часть мероприятий симпозиума проходила днем в центральной детской художественной школе города Владимира. А вечером специалистам показывали владимирский дом художницы Ольги Розановой, точнее — одну из его комнат, именуемую «проектная мастерская». В «проектной мастерской» открыта экспозиция, посвященная книге «Игра в аду» — самой популярной футуристической самописной книге Ольги Розановой, Алексея Крученых и Велимира Хлебникова. Пока в собственности Розановского фонда в городе Владимире — 1/10 здания по адресу Музейная, 10. Дом, в котором жила и работала художница-авангардистка, был обнаружен год назад. Полина Вахотина «Это маленькое помещение досталось нам путем весьма сложной сделки. У наших непосредственных соседей были проблемы с состоянием этого дома. Им нужно было срочно делать капитальный ремонт, потому что над ними рушилась крыша, рассыпался фундамент, а люди они небогатые. Квартира была выставлена на продажу, но продать ее было невозможно — совершенно утопичная идея. И мы с ними заключили сделку. Мы сказали, что нам этот дом важен из-за Розановой, и договорились, что они нам по дарственной передают, а мы им оплачиваем необходимый капремонт, который, на самом деле, и нас касался. Мы сделали капремонт и нашей, и их части — это нормальна договоренность, которая в итоге была выполнена в полном объеме. А мы, в свою очередь, эту долю передали Розановскому центру (это фонд, организованный частными лицами). Это негосударственная история. Потому что государство сразу сказало, что оно в этот движняк вкладываться не готово. Поэтому мы это делаем на наши сборы, пожертвования, на договоренности с разными людьми. Довольно много людей относится с сочувствием к общественным инициативам по поводу авангарда, немножко, но помогают», — рассказывает директор Розановского центра в городе Владимире Полина Вахотина. А вот перспективы приобретения Розановским центром других помещений дома пока неясна, признает Полина Вахотина: «Конечно, было бы неплохо выкупить все остальное, но таких договоренностей больше не будет. Поэтому со всеми остальными нужно будет просто собирать деньги и помогать людям с расселением. Нас интересует в первую очередь, конечно, фасадная часть. И та часть, которая над нами — там живет 20 собак. Там нечто безумное творится. И мы как Фонд готовы предпринимать некие усилия по консолидации средств для ликвидации этой ситуации. Нужно это прекратить. Почему в историческом центре творится такой адский беспредел. 20 собак живут в одном помещении, они не гуляют, лают, на них орут. Это ненормальная ситуация, которую надо просто решить. Я знаю, что соседи пытались это сделать — вызывали милицию и так далее. Но в итоге все сводилось к тому, что „разбирайтесь сами“. Поэтому, когда мы пришли и сказали, что заинтересованы во всем этом расселении, они были очень рады. А если убрать отсюда эту вонь, то все будет, конечно, гораздо лучше. И сейчас мы, безусловно, будем писать разные обращения. И надеюсь, у нас все получится. Конечно, это не должно быть что-то экстремальное — никто не собирается никого выбрасывать на улицу. Но это проблема. Вот вы заходите — здесь воняет. А надо, чтобы не воняло. И вот этим мы сейчас будем заниматься». «Проектная мастерская» дома Розановой во Владимире работает в партнерстве с отделением Союза художников во Владимирской области, областным Центром пропаганды изобразительного искусства, областным Центром художественного образования, Государственным архивом Владимирской области и владимирской группировкой «Арт-Субъект». |