14.03.2017. Губерния 33. Найденный дом Ольги Розановой превратят в Центр пропаганды актуальных искусств (2)

Найден дом амазонки русского авангарда Ольги Розановой. До последнего времени краеведы и искусствоведы терялись в догадках, где могла проживать авангардистка. Во всем мире ее знают как автора литографической книги, работавшего с синтезом поэзии и искусства. Меньше известна как живописец.

Ольга Розанова родилась в Меленках, прожила там 10 лет, а позже переехала в дом своего деда во Владимир, изредка уезжая в Москву и Петербург.

Оказалось, художница жила в самом центре Владимира, на одной из Троицких улиц. Современный адрес деревянного здания — улица Музейная, 10. Уникальную находку обнаружил заместитель отдела информации и научного использования документов Государственного архива Владимирской области Алексей Арескин.

- Ольга Розанова писала на обратных своих письмах, которые она отсылала друзьям или родственникам, свой адрес в городе Владимире — Борисоглебская улица, дом 44. Однако известно, что на Борисоглебской улице — ныне Музейной — нет дома с таким номером. И это ставило в тупик исследователей, - рассказывает Алексей Арескин. - Однако существует список домов и улиц города Владимира. В этом списке указана Борисоглебская, или Троицкая улица, как она раньше называлась — частично Троицкий переулок. В этом списке 1899 года есть только один дом с указанием, что он принадлежит Орлову. Оговорюсь сразу: нумерация домов современная появилась только после революции и дома числились как «дом Орлова, дом Иванова и т.д. и т.п.». И встал вопрос, действительно ли это дом дедушки Розановой, ведь фамилия Орлов была тогда очень распространена.

Изучив с десяток документов, Алексей Арескин пришел к выводу - дом действительно принадлежал дедушке Ольге Розановой, священнику Василию Александровичу Орлову. Однако документов о его службе во Владимире не оказалось. Пришлось поднять документы из Фонда духовной консистории. Оказалось, что он служил в селе Орехово, ныне город Орехово-Зуево. В клировой ведомости среди детей священника была Елизавета Васильевна — мама Ольги Розановой.

- Я нашел список проживающих в доме по улице Музейной, дом номер 10. И там как раз значатся Марина Васильевна Орлова и Елизавета Васильевна Розанова и ее родная сестра. Они были уже престарелые, жили на пособие собеса. Таким образом, догадка подтвердилась. Елизавета Васильевна Розанова, мать Ольги Розановой, проживала в доме 10 по улице Музейной, - говорит Алексей. — В послужном списке Владимира Яковлевича Розанова, отца художницы, указано, что его дочери учатся во владимирской гимназии. Алевтина закончила гимназию и находится при отце - ясно, что в городе Меленки, где у Розанова был дом. А дочери Ольга и Анна до сих пор обучаются в гимназии. Где они могли жить, обучаясь в гимназии, - мы предполагаем, что именно в доме деда. Одним из подтверждений можно считать и ее «Городской пейзаж», где изображена Борисоглебская улица.

Дом на Музейной — еще одно подспорье для Розановского центра. Любая информация о художнице во время ее пребывания на владимирской земле — на вес золота.

- То, что сейчас практически расследуют общественники вокруг Ольги Розановой, - да, там большое поле для открытий. Совсем недавно, например, письма к известному нашему вязниковскому исследователю, краеведу Донату Обидину, который переписывался с Давидом Бурлюком, знаменитым тоже деятелем русского авангарда. И там в них была упомянута Розанова. Во Владимирской области обнаружилась история русского авангарда, связанного с нашей русской землей. Но пока это все в процессе разработки, - поделилась своими впечатлениями заместитель директора департамента культуры области Алиса Бирюкова.

Идентифицировать находку помогли некоторые работы авангардистки, написанные во Владимире, и сами жители дома на Музейной. - Там, начиная с того, что они до сих пор хранят аутентичные рамы у себя на этаже, и человек, который… Мы им показывали картинки, и он обнаружил рисунок и говорит, что это точно этот дом. «Смотрите, четырехчастная рама, а я их сам менял, они лежат там на чердаке». То есть какие-то из ее времени сохранились элементы архитектуры. Ну, фасад сохранился, - вспоминает встречу с жителями ученый секретарь Розановского центра Анна Бражкина.

На данный момент Розановский центр совместно с Алексем Арескиным занимается подачей документов на постановку дома в реестр объектов культурного наследия, планируется установить памятную табличку. А в перспективе - создать на базе дома Центр актуальных искусств. - Она была бедной девушкой. И как бы раньше ни жил ее дед… Семья не была системообразующей для нее как художницы. Поэтому делать упор на ее родовом гнезде — это несправедливо было бы совсем. Она тут жила. Ей тут было легче, чем в Москве, но при этом семья не задавала никаких координат. И мы хотели бы о ней как о художнице говорить, а не просто как о девочке, которая в этом доме почему-то жила, - пояснила Анна Бражкина.

Будущий владимирский «Институт искусств», идею которого представили на прошедшем Арт-субъекте, на базе родового гнезда Розановой уже поддержал Институт современного искусства. Однако необходимо учесть, что это жилое здание. Здесь проживают на данный момент 4 семьи, одна квартира пустует. В городской администрации подтвердили: муниципальной доли нет, дом в частной собственности. И если кто-то и соберется выкупать недвижимость, то с расселением местные власти помочь не смогут. - Если к вам приходит покупатель и говорит: «Я хочу купить вашу квартиру», и вас, предположим, его предложение устроило, вы оформляете сделку, регистрируете ее надлежащим образом, и все — вы при деньгах, покупатель при квартире. Вот тут ровно такая же история, - прокомментировал ситуацию начальник управления по связям с общественностью и СМИ Александр Карпилович.

Заинтересованность домом жители комментировать на камеру отказались, но позицию свою выразили: здесь все их устраивает и переезжать из исторического центра Владимира пока никто не собирается.

- У нас сложилось такое впечатление, что люди к расселению готовились до этого момента. В каком состоянии сейчас, они же облагораживают свою жизнь, коммуникацию налаживают, поэтому, может, сейчас ситуация немного изменилась, но в начале 90-х они готовы были к этому, и позже они, видимо, это обсуждали. С жильцами нужно разговаривать, сотрудничать и убеждать, чтобы этот дом сделать мемориальным, - пояснила свою позицию Бражкина. - Если у людей возникает ощущение, что можно обойтись без музея Розановой во Владимире, то оно глубоко ошибочное. Потому что, если просто сказать, мы нашли родовой дом Пушкина или Левитана хотя бы… никому бы не пришло в голову, что там все может оставаться так, как было. Безусловно, там должен быть музей. В какой момент, с каким участием, за какие деньги — это вопросы, которые нужно решать.

По подсчетам, покупка недвижимости с ее реставрацией обойдется примерно в 20-30 миллионов рублей. Пока денег таких нет, вероятен народный сбор средств, привлечение меценатов и коллекционеров. Это лишь вопрос времени. В любом случае, музею Ольги Розановой во Владимире быть.

Евгения Палагина, Губерния 33

1