Это были весьма экспрессионисткие, футуристические, издания.
Первое издание: Изд. Кузьмина и Долинского - «ЕУЫ», Спб., Лит. "Свет",1913. 31л., обл., 12 ил. (6 — Н. Кульбин, 2 — О. Розанова, 2- К. Малевич, 1 — Н. Гончарова, 1- Н. Альтман). Ц. 60 коп. 17,7х12,2 см. Обложка работы Н.И. Кульбина. Литографированный текст исполнили Н.И. Кульбин, Н.С. Гончарова, А.Е. Крученых. Кн. лет. №14411, 3-10 июня. 350 экз.
Книга "Взорваль" на выставке "Тэ ли лэ", 25-26 февраля 2017, г. Владимир, Розановский центр
Второе издание: Взорваль. СПб., [Еуы], 1913. 29 л., обл., 17 ил. (6 — Н. Кульбин, 7 — О. Розанова, 2- К. Малевич, 1 — Н. Гончарова, 1- Н. Альтман). Обложка - О.Розанова. 17,5х11,8 см. Тираж 450 экз. Ц. 60 коп.
Техника исполнения
Первое издание "Взорваль" готовилось весной 1913 (в "Книжной летописи" отмечено в начале июня). Второе издание готовилось летом, а издано в конце 1913.
Некоторые листы напечатаны Крученых ручными наборными штампами, остальные - литографированы (карандаш). Часть экземпляров раскрашено Розановой и Кручёных от руки акварелью. Листы обрезаны неровно.
Несколько стихотворений, набранных в первом издании штампами, заменены во втором литографией Розановой. Она же исполнила новую обложку и добавила четыре листа: 1. Пугалъ к устам…; 2. Тянут кони…; 3. Концовка. «Тянут коней…»; 4. Взорваль огня…
В середине 60-х Крученых сам раскрасил нескольких экземпляров второго издания книги, в т.ч. и отдельные страницы. Некоторые из этих страниц включил в рукописные альбомы.
Крученых вспоминал: "Моим идеалом в 1912-1913 годах был бешеный темп и ритм, и поэтому стихи и проза строились сплошь на синтаксических и иных сдвигах, образцы даны в моих книгах "Возропщем", "Взорваль" и других. Я думаю, что когда-нибудь еще к этому возвратятся — вот откуда наш футуризм и такой резкий упор на выражение… Очень важно, что в книгах "Взорваль", "Мирсконца" был трепет, взрыв, который выявился не только в построении фраз и строк, но и во взорванном шрифте".
В 1913 вышли два издания книги "Взорваль". В создании обоих принимает участие Ольга Розанова. Рисовала книги Ольга во Владимире.
Первое издание готовилось весной 1913. Второе - летом (издано в конце 1913).
Весь 1913 будетляне-футуристы провели в скандальных выставках и диспутах, о которых и рассказывает книга в стихах и картинках.
На первой обложке "Взорваля" первого издания стояла аутсайдерская картинка Кульбина с оратором и дракой в зале.
Далее следовал перекошенный "подобень Крученых", звезды футуро-скандалов и автора книги, за ним - текст про "забыл повеситься…" - дразнящий ответ поэта на помойную газетную критику.
Постепенно тематика книги расширялась до вселенских масштабов, начинались намеки на грядущие войны и революции - шла ироническая череда военно-партиотических символов разных времен и народов со всеми их чертями, колесницами, всадниками, взрывчиками, конями, вставшими на дыбы, падающими аэропланами, молитвами и свечами. Война напонялась звуками - только гласными (т.е. пелось в ней о высоком, всеобщем)…
Во втором издании книга получила другую обложку, с безумно кружащимся городом, такие города были навязчивым розановским сюжетом. Из-за новой обложки бытовая подоплека книжки опустилась на дно, в зону неразличимости. Одновременно из книги были убраны самые глубокомысленные страницы (вроде выбеленного глаза), не поддающиеся никакому "линейному" прочтению. Да, они заботились о читателе. Но считали преступлением кормить его жвачкой.
"Взорваль" стала программной книгой русского кубофутуризма. И в графике, и в поэзии тут использовались как кубистические приемы "сдвига" форм, так и футуристические, создающие ощущение динамики.
Построение крученыховского стиха на дисгармонии, аллитерации, «злогласе», редукции и деформации словесной ткани — переходило и в графику Розановой/Малевича (двоение, диссонанс линий, разрывы форм). Все это придавало книге в целом "бешеный" темп. Игра Крученых, основанная на несовпадении единицы значения и слова, отражалась в "протекающей раскраске в живописи».
Незазрезанный экземпляр книги был подарен Маринетти во время его визита в Петербург. Через несколько лет вышла аналогичная по смыслу книга итальянских футуристов - "Бомба".
Розанова - сестре Анне, г.Владимир, июнь-июль 1913:
Недавно получила от Кручёных 200 штук обложек. Все их нужно раскрасить. 65 сделала и сегодня отсылаю. Я теперь страшно этим занята и рисую с утра и до вечера.
Крученых
О художественных произведениях
I) чтоб писалось и смотрелось во мгновение ока! (пенье плеск пляска разметыванье неуклюжих построек, забвение, разучиванье. В.Хлебников, А.Крученых, Е.Гуро; в живописи В.Бурлюк и О.Розанова).
II) чтоб писалось туго и читалось туго неудобнее смазных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов, связок и петель и заплат занозистая поверхность, сильно шероховатая. В поэзии Д. Бурлюк, В. Маяковский, Н. Бурлюк и Б. Лившиц; в живописи Д. Бурлюк, К. Малевич) - что ценнее ветер или камень? Оба бесценны!
(Из: "Слово как таковое", 1913)
Перечень иллюстраций
1. О. Розанова. Обложка. Городской пейзаж
2. Н. Кульбин. Подобень Крученых.
3. Н. Кульбин. Беляматокяй
4. О.РОзанова. Забыл повеситься…
5. Нони: умертвители. Штамп
6. О. Розанова. «Тянут кони…»
7. Н. Кульбин. Человек, падающий с колесницы.
8. О. Розанова. Концовка. «Тянут коней…»
9. О. Розанова. «Взорваль огня…».
10. О. Розанова. «Пугалъ к устам…»
11. О. Розанова. Взрыв
12. О. Розанова. Конь, вставший на дыбы ("Пегас")
13. Н. Кульбин. Человеческая фигура сзади. Безмысли…
14. Н. Кульбин. Лестница. текст: и / че / де…
15. К. Малевич. Смерть человека одновременно на аэроплане и железной дороге.
16. Н. Гончарова. Черт
17-18. О.Розанова. Новые сцены из игры в аду
19. К. Малевич. Молитва.
20. О.Розанова. Я в землю врос и потемнел…
21. О.Розанова. Стучится в сердце посох…
22. О.РОзанова. Переживание не укладывается в слова…
23. Н. Кульбин. сержамелепета
24. О. Розанова. ОЕУ
25. Из подлого презрения к женщине…
26. О.Розанова. 27 апреля в три часа популудни…
27. Н. Альтман. Рис. и текст: ШИШ