| ||||||||||||||||||
Просто идиотизм: в год 140-летия Малевича в Москве снесли Центр памяти Малевича Гнусные новости: в деревне Немчиновке по решению московских властей снесён единственный в России Центр памяти Казимира Малевича. Музей художника, шесть лет назад созданный на средства его родственников и почитателей творчества, пал жертвой коммерческой застройки. На месте скромного здания, положившего начало культурному проекту «Тропа Малевича», будет построен жилой комплекс. Бульдозеры, зашедшие в Немчиновку 17 июля, стерли последние следы пребывания художника-авангардиста на этой земле. - Это ужас и скандал мирового уровня, - не сдерживая слез, поделилась с «НИ» по телефону внучатая племянница Казимира Малевича Ивона Малевич. – Не укладывается в голове… В этом году весь мир отмечает 140-летие Малевича. Грандиозный интерес к его жизни и творчеству в Европе и Америке, выставки, семинары, лектории… А в России, где и так-то не просто складывалась его судьба, к юбилейной дате художнику преподнесли поистине варварский «подарок» - снесли мемориал памяти. Мне трудно говорить об этом, невозможно понять, почему Малевич, прославивший Россию своим творчеством, ей не нужен. Ивона живет в Германии. Большинство родственников Малевича — а их не меньше сорока, - раскиданы по свету. В России живет потомок художника Станислав Богданов — связующая нить семьи и главный мотор их общих усилий по увековечиванию памяти знаменитого прародителя. Создание «Тропы Малевича» в Немчиновке во многом его заслуга, разгром музея - удар по делу всей жизни. Спасти памятное место от разрушения родственники и поклонники Малевича пытались не один год. Самое разумное, по их мнению, было бы превратить деревню Немчиновку, где 18 лет жил и работал Малевич, в центр русского авангарда. У московских чиновников идея мемориала энтузиазма не вызывала… Нет, никто не говорил, что имя Малевича нужно предать забвению, как в старые недобрые времена, но и делать ничего не делали. И если зарубежным родственникам и друзьям художника причины такой «заторможенности» не совсем понятны, то для россиян они очевидны. Деревня Немчиновка, где Малевичем были написаны его знаменитые картины "На сенокосе", "Красный дом", "Портрет дочери", давно уже не та, какой она запомнилась художнику. «Там мы отдыхали, ходили за грибами… Обычно шли по дороге на нижнее Ромашково… И первый привал был под дубом, который одиноко стоял на поле, раскидистый, под ним было не жарко, как под шатром… Очень любил я природу, апрель и начало мая. Я уже не ходил на этюды, а работал в яблоневом саду при небольшом домике в Немчиновке. Этот сад и был моей настоящей студией». .Вместе с друзьями, которые часто приезжали в Немчиновку, Малевич любил прогуливаться до соседних Барвихи и Ромашково. Так вот, сегодня Немчиновка, расположенная в Можайском районе на границе с инновационным центром «Сколково», такое же элитное место, как и Барвиха. Земля здесь в буквальном смысле золотая и, по логике властей, тратить ее на культурное общественное пространство - все равно, что бросать деньги на ветер. Тем не менее шесть лет назад удалось почти невозможное — центр памяти Малевича появился. Пусть на птичьих правах — с доброго согласия руководства совхоза «Матвеевское» (на момент строительства центра земля в Немчиновке принадлежала совхозу), пусть в приспособленной строительной бытовке, но ведь появился же! В его создании принимали участие общественное движение «Наше Сколково», АНО «Малевич-Сколково», родственники Малевича, почитатели русской культуры и творчества художника. Проект был поддержан Союзом Архитекторов России, Третьяковской галереей, депутатами Московской городской и Государственной Думы РФ, общественной палатой Московской области. Едва ли не с первого дня музей Малевича стал центром притяжения для поклонников авангардного искусства со всего света. Здесь читались лекции, проводились мастер-классы и пешие прогулки по памятным местам Казимира Малевича. Больше того: буквально за месяц до уничтожения — 22 мая, мемориальный проект был представлен в Казани на II Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие», и получил почетный диплом фестиваля. Триумф продлился недолго. Уже 6 июня 2019 г. появился приказ № 516 Департамента культурного наследия города Москвы "Об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, расположенного по адресу (местоположение): г. Москва, Можайский район, на границе ИЦ "Сколково” и деревни Немчиново (земельный участок с кадастровым номером 77:15:0020321:337), в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы". И все, уже 17 июня префектура Западного округа г. Москвы объявила о сносе здания центра, мотивируя решение отсутствием правоустанавливающих документов на землю и постройку. Видимо так совпало, что центр Малевича попал под горячую руку префектуры в тот момент, когда у неё случился очередной приступ борьбы с самостроем и самозахватом земли. Станислав Богданов снос музея художника в Подмосковье назвал идиотизмом. - Это безобразие! Власти разрушили здание, которое относилось ко всемирно известному деятелю культуры. Неужели местной префектуре нельзя было взять это маленькое здание на баланс, чтобы это место стало местом для паломничества для интересующихся искусством людей, — заявил он СМИ. В том же духе высказался Архнадзор: «Реализуя, в принципе, правильную установку на борьбу с самостроем и самозахватом земли, исполнители не учитывают некоммерческий характер объекта, его культурную и общественную значимость, создание и содержание которого осуществлялось и поддерживается на народные средства». - Культурная общественность Европы в шоке от того, что произошло, - подтверждает Ивона Малевич. — Я уже не говорю о своей семье, о многотысячной армии друзей и поклонников Малевича, кто вкладывал душу в строительство центра и жертвовал немалые средства на поддержание его работы. Насколько я знаю от своего кузена Станислава, префектура не предложила обществу ничего равноценного вместо разрушенного дома. Обещали всего лишь посадить в Немчиновке какой-нибудь дуб и назвать его „дубом Малевича“. Это не память, это издевательство. Дубовая позиция властей родилась, что называется, не на пустом месте. В префектуре тоже есть культурные люди, которые наверняка в курсе, что жизнь, творчество и смерть Казимира. Малевича связаны с этим любимым деревом - дубом. Под ним художник, умерший в мае 1935 году в Ленинграде, завещал похоронить себя в дорогой для него деревне. Просьба была выполнена — прах привезли в Немчиновку и упокоили под огромным одиноким дубом. На дубе прикрепили доску с надписью «Здесь погребен прах великого художника К.С. Малевича (1878-1935)». С помощью Союза художников был установлен памятный знак: деревянный куб на кирпичном фундаменте. Дальше война, всесоюзная стройка и забвение. В конце пятидесятых годов при расширении полей могилу художника не пощадили, дуб, под которым он был похоронен, выкорчевали и снесли остатки надгробия. Могила затерялась на долгие годы. После войны дочь Малевича взяла немного земли с предполагаемого места захоронения и добавила её в старую родственную могилу, чтобы было куда придти и почтить память отца. В 1975 году журнал «Наука и жизнь» опубликовал статью Константина Симонова «Ввиду заслуг перед искусством», посвящённую Малевичу. В 1988 году с помощью академика Дмитрия Лихачева группа энтузиастов во главе с учениками Малевича установила на опушке леса памятный знак - белый бетонный куб с красным квадратом на стороне (черный в то время был еще нежелателен). Его вынужденно поставили примерно в двух километрах от места реального захоронения, так как там в то время были поля, которые распахивались и засевались. Так образовалось еще одно место поклонения великому художнику (застроено сейчас коттеджами). В 2001-ом группа почитателей Малевича, объединившись в некоммерческое партнерство «Немчиновка и Малевич», стала целенаправленно разыскивать настоящую могилу. Для этого, кроме устных воспоминаний очевидцев и старожилов Немчиновки, привлекались различные письменные документы, карты (старые и современные), проводились геофизические обследования. В 2011 году энтузиасты с радостью сообщили, что место захоронения Казимира Малевича найдено. И тут же оно оказалось в зоне застройки жилого комплекса. .Судьбу найденного захоронения отслеживали 4 года, оно чудом сохранилось, и , чтобы до конца убедиться в этом, партнерство провело повторные геофизические обследования осенью 2015 года. В общем могилы, как минимум три, и к одной не подойдешь - все оказались в зоне застройки или на территории закрытого коттеджного поселка с претенциозным названием «Поселок Малевича». - Не могу сказать, что для мня это неважно, - поделился с «НИ» заслуженный художник России, преподаватель худграфа Виктор Панюшкин. - Можно, конечно, считать всю Немчиновку мемориалом, но хотелось бы постоять хотя бы у памятного знака, возложить цветы… Это невозможно. В прошлом году я повез к Малевичу группу студентов-авангардистов, в поселок его имени охрана нас не пустила, добивались разрешения чуть ли не через министерство культуры. Вошли, и что? Вокруг памятного знака остатки пикника, всюду валяются детские игрушки, какие-то горки-качели. Таким вот образом жители приватизировали Малевича, и сделали его своим обычным соседом. Но тогда хотя бы существовал центр памяти. Мы посетили выставку, приняли участие в дискуссии о роли Малевича в становлении нового направления в искусстве, погуляли по его тропам. Ребятам было очень интересно. Теперь и этого нет, центр памяти разрушен, и я не уверен, что этот рукотворный вакуум вокруг выдающегося художника удастся чем-то заполнить. Ну как же — посадят дуб, люди будут приходить, поклоняться и вспоминать знаменитый «Черный Квадрат». Других произведений Малевича, как с сожалением сказала его внучатая племянница Ивона, «в России практически не знают». |