| ||||||||||||||||||
Декабрь 1913. Пятая, и последняя, выставка "Союза молодежи" При подготовке Пятой выставки в декабре в отборе работ принял участие Маяковский, который готовил к выставке и свои картины. Но в этом же месяце, в результате финансового конфликта между Жевержеевым и Крученых, произошел раскол союза СМ +Гилея. Из гилейцев смог выставиться только Давид Бурлюк, который был одновременно и членом СМ. Розанова, как член СМ, также приняла участие в выставке. Она дала ок. 20 работ, в т.ч. серию серию картин с названием, недвусмысленно отсылающим к творчеству идеолога итальянского футуризма Умберто Боччони - "Пути-письмена душевных движений (опыт анализа собственного творчества)", «Пейзаж-инертность», «Диссонанс». Малевич впервые выставил шесть образцов заумного реализма и шесть — кубофутуристического реализма. Из петербуржцев-новаторов выделялся Павел Филонов. Он показал 20 произведений, в частности, «Пир королей», «Мужчина и женщина» (1912-1913), «Композиция» («Корабли»; ныне в ГТГ), «Кому нечего терять» (1911-1912), вероятно, «Пир королей» (акварель), «Россия после 1905» . В день открытия Николай Бурлюк выступил с докладом «Павел Филонов — завершитель психологического интимизма». Организаторы опасались эскалации скандала. Вход на выставку украсили русскими флагами. Пятая выставка оказалась последней. |