Апрель 1911. Вторая выставка Союза Молодежи

Ресторанчик (Кафе). 1911. Х\м, 36 × 42.8 cm . ГРМ. Ранее — в коллекции Жевержеева.
Первая приобретенная коллекционером (Жевержеевым) работа Розановой. Участвовала во 2-й выставке "Союза молодежи", несколько раз републиковалась в изданиях "Союза" и "Гилеи", позже участвовала в Первой международной футуристической выставке в Риме в 1914.

Время: 13 апреля-10 мая 1911

Место: Петербург, Дом кн. Н. А. Барятинской. Адмиралтейский проспект, 10/2. Угол - Вознесенский пр.

29 участников, 193 произведения. Организацию выставки финансировал Левкий Жевержеев, председатель "Союза молодежи", любитель театра и владелец предприятия, поставлявшего парчу императорскому двору.

На 2-й выставке впервые совместно выступили «Бубновый валет», "Ослиный хвост" и «Союз молодежи». Среди экспонентов преобладали москвичи. К Машкову присоединились другие «бубновалетцы» - Кончаловский и Куприн. Ларионов впервые показал свои «лучистые» картины. Тут же были Малевич, Бурлюки, Татлин. Картины из Москвы привозились за счет Жевержеева, участие в выставке для не-членов "Союза молодежи" было тоже бесплатным. В Петербурге в это время жили "левые" художники и литераторы, которых принято считать "московскими" - братья Бурлюки, Каменский, Хлебников. Давид Бурлюк стал членом "Союза" и был одним из самых активных его деятелей. Но, несмотря на наличие в столице постоянного "московско-петербургского лобби" и всяческие льготы москвичам, чаянного "объединения Москвы и Петербурга" вокруг "Союза молодежи" в результате выставки не произошло.

Выставочных помещений в Петербурге не хватало, поэтому под независимые выставки организаторы снимали частные пространства. 2-я выставка "Союза молодежи" состоялась в хорошем знаковом месте - рядом с Исаакиевским собором, в картинной галерее княгини Барятинской. С конца 18 века там действовал наиболее громкий и крупный клуб Петербурга (Шустер-Клуб, 600 членов, позже - Большой Мещанский клуб), а в 1860-70-х выставлялись "передвижники", недавно порвавшие с Академией.

Мемориальная доска на доме по Адмиралтейскому проспекту, 10

Пресса отреагировала на выставку негативно.

«Аполлон» посетовал на «бескультурье» и отметил, «что все это «новое» скоро может стать шаблоном".

Брешко-Брешковский в "Биржевых ведомостях" (1911, 13 апреля. № 12 267. С. 6) советовал привести на выставку психиатров, особенно в связи с картиной Филонова.

Даже Хлебников, живший тогда в Петербурге и давно друживший с "футуристами", выразил критическое отношение. В письме к Гуро он писал: «Вы были, вероятно, на выставке, где царят Бурлюки? Там в виде старого лимона с зелеными пятнами, кажется, изображен и я. В их живописи часто художественное начало отдано в жертву головной выдумке и отчасти растерзано, как лань рысью».

К выставке был приурочен диспут между «Ослиным хвостом» (Бобров) и «Союзом молодежи» (Бурлюк). Прошел он в Троицком театре и окончился в пользу «Союза молодежи». Ларионов высказал недовольство. «Мне жаль, - писал он Школьнику, - что Бобров не прочел лекцию, как хотел, и что вы (т.е. «Союз молодежи») этому мешали».

В этой выставке приняла участие и Ольга Розанова. Она показала две работы - "Ресторанчик" и "Пейзаж". Пресса их не заметила. Но, как минимум, одну из них приобрел для своей коллекции Жевержеев (это отмечено в альманахе "Союза молодежи" №2), финансировавший деятельность "Союза молодежи". При этом Ольга тогда еще не жила в Петербурге. Как попали ее работы на выставку? Возможно, их привез из Москвы Матвейс, который был послан туда "Союзом молодежи" летом специально для сбора работ? Но где он мог их увидеть?

Участие Розановой в этой выставке повлияло на ее переезд в Петербург осенью 1911.

1