| ||||||||||||||||||
Апрель 1911. Вторая выставка Союза Молодежи Ресторанчик (Кафе). 1911. Х\м, 36 × 42.8 cm . ГРМ. Ранее — в коллекции Жевержеева. Время: 13 апреля-10 мая 1911 Место: Петербург, Дом кн. Н. А. Барятинской. Адмиралтейский проспект, 10/2. Угол - Вознесенский пр. 29 участников, 193 произведения. Организацию выставки финансировал Левкий Жевержеев, председатель "Союза молодежи", любитель театра и владелец предприятия, поставлявшего парчу императорскому двору. На 2-й выставке впервые совместно выступили «Бубновый валет», "Ослиный хвост" и «Союз молодежи». Среди экспонентов преобладали москвичи. К Машкову присоединились другие «бубновалетцы» - Кончаловский и Куприн. Ларионов впервые показал свои «лучистые» картины. Тут же были Малевич, Бурлюки, Татлин. Картины из Москвы привозились за счет Жевержеева, участие в выставке для не-членов "Союза молодежи" было тоже бесплатным. В Петербурге в это время жили "левые" художники и литераторы, которых принято считать "московскими" - братья Бурлюки, Каменский, Хлебников. Давид Бурлюк стал членом "Союза" и был одним из самых активных его деятелей. Но, несмотря на наличие в столице постоянного "московско-петербургского лобби" и всяческие льготы москвичам, чаянного "объединения Москвы и Петербурга" вокруг "Союза молодежи" в результате выставки не произошло. Выставочных помещений в Петербурге не хватало, поэтому под независимые выставки организаторы снимали частные пространства. 2-я выставка "Союза молодежи" состоялась в хорошем знаковом месте - рядом с Исаакиевским собором, в картинной галерее княгини Барятинской. С конца 18 века там действовал наиболее громкий и крупный клуб Петербурга (Шустер-Клуб, 600 членов, позже - Большой Мещанский клуб), а в 1860-70-х выставлялись "передвижники", недавно порвавшие с Академией. Мемориальная доска на доме по Адмиралтейскому проспекту, 10 Пресса отреагировала на выставку негативно. Брешко-Брешковский в "Биржевых ведомостях" (1911, 13 апреля. № 12 267. С. 6) советовал привести на выставку психиатров, особенно в связи с картиной Филонова. Даже Хлебников, живший тогда в Петербурге и давно друживший с "футуристами", выразил критическое отношение. В письме к Гуро он писал: «Вы были, вероятно, на выставке, где царят Бурлюки? Там в виде старого лимона с зелеными пятнами, кажется, изображен и я. В их живописи часто художественное начало отдано в жертву головной выдумке и отчасти растерзано, как лань рысью». К выставке был приурочен диспут между «Ослиным хвостом» (Бобров) и «Союзом молодежи» (Бурлюк). Прошел он в Троицком театре и окончился в пользу «Союза молодежи». Ларионов высказал недовольство. «Мне жаль, - писал он Школьнику, - что Бобров не прочел лекцию, как хотел, и что вы (т.е. «Союз молодежи») этому мешали». Участие Розановой в этой выставке повлияло на ее переезд в Петербург осенью 1911. |