| ||||||||||||||||||
Выставка к столетию революции 1917 года открывается в Лондоне Кто-то скажет — благотворная, но для многих мастеров эта роль оказалась роковой. К столетию судьбоносных для всего мира событий 1917 года сегодня в Лондоне открывается выставка произведений искусства из Русского музея, Третьяковской галереи и частных коллекций. Картины, плакаты, фарфор, фотографии, скульптура. Две сотни работ художников, чьё творчество сто лет назад поменяло окраску. Итак, британцы уже отмечают юбилей русской революции. Казимир Малевич — центральная фигура во всем революционном искусстве, — полагают кураторы Королевской академии художеств. Для этой экспозиции были отобраны произведения с 1917-го по 1932-й — год победы соцреализма. Один из залов повторяет последнюю выставку авангарда. В 1932 году к 15-летию революции в Русском музее организовали грандиозную экспозицию. Почти три тысячи работ советских художников. У Малевича — отдельный зал, тридцать с лишним произведений. Экспозицию позволили оформить самому. Тогда еще было можно. Сегодня те самые работы — в Лондоне, соседствуют с соцреалистическими антиподами. «"Крестьянин" у Малевича, а рядом — работа в стиле соцреализма Ряжского, который написал картину "Председатель колхоза". Он был учеником Малевича. Когда вы смотрите на эти работы вместе, созданные, в общем-то, в одно и то же время — они диаметрально противоположны», — комментирует куратор выставки Наталья Маррей. Революция объединяла и разделяла не только творчество, но и судьбы. Как написал в своих мемуарах Кузьма Петров-Водкин «потомки наши со временем разберутся от винтика к винтику в событиях, доисследуются до первопричины, почему закипел котел и почему вообще котлы кипят». «Это будет очень интересная выставка, которая заставит задуматься о многом и понять, как по-разному реагировали люди на произошедшее», — подчёркивает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Ищет ответы на эти вопросы и Марджи Кинмонт, автор документального фильма, который сопровождает выставку. Название ленты — «Революция - Новое искусство для нового мира». Это попытка воссоздать атмосферу, в которой творили мастера русского искусства в один из самых ярких и сложных периодов нашей истории. «Было очень много разных течений, разных стилей, разных индивидуальностей, которые работали в это время и создали шедевры», — отмечает заместитель директора Государственного Русского музея Евгения Петрова. Шагал, Малевич, Кандинский хорошо известны в Европе. Но фильм интересен и тем, что в нем представлены другие достойные, но не столь узнаваемые на Западе имена. «Мы много рассказываем об уникальном мастере Густаве Клутсисе. Но он был расстрелян в 1938 году и не стал всемирно знаменитым, совершенно незаслуженно», — отмечает режиссёр фильма «Революция — новое искусство для нового мира» Марджи Кинмонт. Проект организован на средства фонда «Искусство, наука и спорт» российского предпринимателя Алишера Усманова и опирается на собрания крупнейших музеев и беседы с потомками великих художников. «Без такой помощи мы бы не увидели этого объединяющего момента связи революционных художников и художников, которые работают сейчас», — говорит художник, внучка Густава Клуциса Мария Кулагина. Кураторы выставки в Королевской академии художеств поставили знак равенства между новым искусством и русской революцией. Искусство взорвало старую реальность, и взорванная реальность, или как говорили тогда, новый быт, породил новое искусство. |