Еще немного Джеймса Энсора.
Не знаю, видел ли его, например, Крученых? Почему-то кажется, что видел.
Кое-какие реальные связи с русским миром искусств у Энсора были. Например, в 1911 он вел переговоры с Дягилевым в Париже о постановке своего гротескного балета La Gamme d'Amour, для которого написал весьма эксцентричную музыку, создал сценографию и разработал костюмы (к себе-музыканту он относился не менее серьезно, чем к себе-художнику).
Друг Энсора, Верхарн, бывал в России осенью 1913; его статью "Одна из граней творчества Энсора" перевел и опубликовал Брюсов в сборнике "Верхарн Э. Стихи о современности" (М., "Скорпион", 1906; брюсовские переводы потом хитро критиковал Волошин). Не знаю, "Московские впечатления" Верхарна были переведены на русский?
Не знаю, может быть я ошибаюсь, но, мне кажется, что жесткая эксцентрика Розановой неопримитивистского периода - как в живописи, так и в футуристической книге - по духу ближе к бельгийскому позднему символизму и начальному немецкому экспрессионизму, чем к французским фовистам (хоть Матисс и был ее альтер-эго в то время, что тоже очевидно).
В любом случае, эти связи русского авангада слабо пока отсканированы на уровне истории искусства, а они точно были.
А об Энсоре вообще ни одной русской монографии нет. Безобразие!
ФБ, 19 октября 2018