Бронислав Горб, автор трёх книг о поэте Маяковском, встретился с одесситами

В Одесской областной универсальной научной библиотеке им. М. Грушевского по вторникам на «Украинской платформе многонациональной Одесчины» встречаются пенсионеры Приморского района, где изучают украинский язык и общаются с носителями украинского языка.

Встреча с Брониславом Горбом, маяковедом нового времени, не просто разрушающим стереотипы о поэте Владимире Маяковском как о «глашатае революции», но знакомящим вдумчивого и любознательного читателя с неизвестным нам Маяковским, его биографией и творчеством, была полезна не только профессионалам, литераторам и краеведам, но и одесситам, желающим узнать о любимом городе как можно больше. На встрече присутствовал также журналист Виктор Вербицкий.

Одесситам известно, что в Одессе поэт Маяковский был несколько раз вместе с футуристами. Всего — шестнадцать дней. Здесь поэт расстался с Софьей Шамардиной, примкнувшей к выступлениям футуристов, и познакомился с Марией Денисовой.

Можно сказать, что хронометраж пребывания Маяковского в Одессе, согласно образному выражению Льва Толстого, что один день жизни — это роман, составит шестнадцать романов, включающих не только его футуристические «выбрыки» совместно с Василием Каменским, Давидом Бурлюком и Игорем Северяниным, но и открытием многогранности талантов поэта.

Разносторонние таланты Маяковского ошеломляют: поэт, драматург, художник-график. Неиссякаемый интерес к творчеству наиболее переводимых во всём мире Чехова, Толстого, Маяковского, в том числе, понятен: классиков надо знать и изучать.

Бронислав Горб как автор трёх книг о Маяковском, говорит о поэте не иначе как о рыцаре интеллектуального сопротивления, низвергающем устои коммунизма, предлагая интересную версию о поэте. Он отмечает, что поэма Маяковского «150 миллионов» была написана по образцу «Апокалипсиса» Св. Иоанна Богослова.

Виктор Вербицкий, в унисон исследователю творчества Маяковского Брониславу Горбу, кстати, закончившему в своё время литературный институт имени М. Горького и работавшему в известном музее Маяковского в Москве, говорит о поэте не просто как о человеке с украинскими корнями, но и «человеке с двойным дном», отнюдь, не лицемерном, но сложном. Метафора, как мы видим, не случайная, чисто «маяковская», относящаяся к кораблестроению.

Позаимствовав и присвоив выражения «любовная лодка разбилась о быт» и «инцидент исперчен», мы выучили имена, казалось бы, многих женщин из «донжуанского списка поэта»: Софья Шамардина, Мария Денисова, Лили Брик, Вероника Полонская, Татьяна Яковлева, Евгения Ланг…

На самом деле скользим только по вершине айсберга. Нам ещё предстоит, в связи с грядущей печальной датой девяностолетия гибели поэта 14 апреля, не только чтение, но и прочитывание поэзии Маяковского самым что ни есть внимательнейшим образом. Как утверждает Бронислав Горб, например, стихотворение «Левый марш» (1918), имеет семь уровней подтекстов:

Например, почему матрос стреляет в ораторов из маузера — табельного оружия высших немецких офицеров. И кому этот маузер товарищ? Какая надобность загонять Клячу истории? Если мы ее загоним, история остановится и жизнь прекратится, по мнению дипломированного богослова Фридриха Энгельса. Его же мыслью и Салтыков-Щедрин заканчивает историю коммунизма города Глупова, который пытался построить коммунист Угрюм-Бурчеев.

И только очутившись в революционном времени перемен, пропустив его через свое сердце, пытаясь найти ответы на многие вопросы, устав от бесконечного потока прозы, Маяковского поэзии просим.

Мария Фетисова, Одесский обозреватель, 3 февраля 2020

1