Соловей не умолкает на заре. Немного об Эльзе Триоле

Наша сегодняшняя гостья — Эльза Триоле, дочь круп­ного московского адвоката и коллекционера, — как и её старшая сестра Лиля, с детства отличалась ред­кой красотой, особенно хороши были её глаза (впоследствии Арагон посвятил им поэму, а Матисс нарисовал картину «Гла­за Эльзы»). Случившийся бурный роман с Маяковским, вос­хищённым Эльзой и долго её добивавшимся, завершился, по сути, трагически — Эльза (тогда ещё Элла) познакомила поэ­та с сестрой (вышедшей за Осипа Брика), и Маяковский, не отличавшийся постоянством, влюбился в Лилю…

Эльза тяжело переживала, попытки «переключиться» на других поклонников, среди которых были Василий Камен­ский, Виктор Шкловский, Роман Якобсон, утешения не при­несли. Однако предложение француза Андре-Пьера Трио­ле Эльза, к немалому удивлению окружающих, приняла и в 1918 году уехала к нему, а после свадьбы уехала с ним на год на Таити. Но и этот брак удачным не был — слишком разнились интересы супругов, так что по возвращении они расстались, хотя и сохранили добрые отношения, и Эльза переехала в Берлин — тогдашний центр русской эмиграции. Роман со Шкловским вспыхнул с новой силой — именно тогда был напи­сан его лучший роман «Zoo, или Письма не о любви», посвящён­ный Эльзе и состоявший из стилизованных писем Эльзы и самого Шкловского.

Роман понравился Горь­кому, он пригласил к себе Эльзу и посоветовал ей серь­ёзно заняться литератур­ным трудом — так появились её первые романы «На Таи­ти», «Земляничка», «Защитный цвет», носившие автобиографиче­ский характер.

А в ноябре 1928 года в парижском кафе «Купель» Эльза познакомилась с красивым и талантливым поэтом Луи Ара­гоном, близким к сюрреализму и дадаизму, а в 1927 году вступившим в компартию. Эльза вытащила его из глубо­чайшего душевного кризиса, в котором он тогда находился. Больше они не расставались.

Первые годы совместной жизни были очень тяжёлыми, в том числе и в материальном плане. Из-за коммунистиче­ских взглядов Арагона мало печатали, Эльза работала секре­тарём, преподавала русский язык, мастерила необычные бусы… Её бижутерия и другие вещицы пользовались спро­сом, а увидевший их корреспондент журнала Vogue пореко­мендовал их автора домам мод — таким как Шанель, Пуаре и Скиапарелли. Именно Эльза придумала столь популярную прозрачную вечернюю сумочку и продала идею известному кутюрье Люсьену Лелонгу.

Арагон и Эльза несколько раз посещали СССР, где писателя-коммуниста встречали очень тепло, участвова­ли в I Съезде советских писателей. Но на родине Эльзу не издавали, что в конце концов и вынудило её писать на французском языке. Французский язык Эльзы Триоле ока­зался обогащён русскими фразеологическими оборотами, что придавало её творениям особую свежесть. За вышед­ший сразу после войны сборник «За порчу сукна штраф двести франков» Эльза Триоле получила престижнейшую Гонкуровскую премию, впервые за 40 лет присуждённую женщине и впервые за всю историю премии — писателю русского происхождения.

Роман «Незваные гости» в 1957 г. получил премию «Фра­терните», а в 1955 году её избрали почётным председателем Национального комитета писателей Франции. Много време­ни она отдавала пропаганде русской культуры, переводила Чехова, Гоголя и Маяковского, подготовила антологию рус­ской и советской поэзии.

В январе 1970-го вышел её последний роман — «Соловей умолкает на заре», тоже автобиографичный. На плите общей могилы Эльзы и Луи — цитата из её романа: «Мёртвые без­защитны. Но мы надеемся, что наши книги нас защитят».

Наша сегодняшняя гостья — Эльза Триоле, дочь круп­ного московского адвоката и коллекционера, — как и её старшая сестра Лиля, с детства отличалась ред­кой красотой, особенно хороши были её глаза (впоследствии Арагон посвятил им поэму, а Матисс нарисовал картину «Гла­за Эльзы»). Случившийся бурный роман с Маяковским, вос­хищённым Эльзой и долго её добивавшимся, завершился, по сути, трагически — Эльза (тогда ещё Элла) познакомила поэ­та с сестрой (вышедшей за Осипа Брика), и Маяковский, не отличавшийся постоянством, влюбился в Лилю…

Эльза тяжело переживала, попытки «переключиться» на других поклонников, среди которых были Василий Камен­ский, Виктор Шкловский, Роман Якобсон, утешения не при­несли. Однако предложение француза Андре-Пьера Трио­ле Эльза, к немалому удивлению окружающих, приняла и в 1918 году уехала к нему, а после свадьбы уехала с ним на год на Таити. Но и этот брак удачным не был — слишком разнились интересы супругов, так что по возвращении они расстались, хотя и сохранили добрые отношения, и Эльза переехала в Берлин — тогдашний центр русской эмиграции. Роман со Шкловским вспыхнул с новой силой — именно тогда был напи­сан его лучший роман «Zoo, или Письма не о любви», посвящён­ный Эльзе и состоявший из стилизованных писем Эльзы и самого Шкловского.

Роман понравился Горь­кому, он пригласил к себе Эльзу и посоветовал ей серь­ёзно заняться литератур­ным трудом — так появились её первые романы «На Таи­ти», «Земляничка», «Защитный цвет», носившие автобиографиче­ский характер.

А в ноябре 1928 года в парижском кафе «Купель» Эльза познакомилась с красивым и талантливым поэтом Луи Ара­гоном, близким к сюрреализму и дадаизму, а в 1927 году вступившим в компартию. Эльза вытащила его из глубо­чайшего душевного кризиса, в котором он тогда находился. Больше они не расставались.

Первые годы совместной жизни были очень тяжёлыми, в том числе и в материальном плане. Из-за коммунистиче­ских взглядов Арагона мало печатали, Эльза работала секре­тарём, преподавала русский язык, мастерила необычные бусы… Её бижутерия и другие вещицы пользовались спро­сом, а увидевший их корреспондент журнала Vogue пореко­мендовал их автора домам мод — таким как Шанель, Пуаре и Скиапарелли. Именно Эльза придумала столь популярную прозрачную вечернюю сумочку и продала идею известному кутюрье Люсьену Лелонгу.

Арагон и Эльза несколько раз посещали СССР, где писателя-коммуниста встречали очень тепло, участвова­ли в I Съезде советских писателей. Но на родине Эльзу не издавали, что в конце концов и вынудило её писать на французском языке. Французский язык Эльзы Триоле ока­зался обогащён русскими фразеологическими оборотами, что придавало её творениям особую свежесть. За вышед­ший сразу после войны сборник «За порчу сукна штраф двести франков» Эльза Триоле получила престижнейшую Гонкуровскую премию, впервые за 40 лет присуждённую женщине и впервые за всю историю премии — писателю русского происхождения.

Роман «Незваные гости» в 1957 г. получил премию «Фра­терните», а в 1955 году её избрали почётным председателем Национального комитета писателей Франции. Много време­ни она отдавала пропаганде русской культуры, переводила Чехова, Гоголя и Маяковского, подготовила антологию рус­ской и советской поэзии.

В январе 1970-го вышел её последний роман — «Соловей умолкает на заре», тоже автобиографичный. На плите общей могилы Эльзы и Луи — цитата из её романа: «Мёртвые без­защитны. Но мы надеемся, что наши книги нас защитят».

Анатолий Белкин, Литературная газета, 2 октября 2019

1