| ||||||||||||||||||
Конструктивизм в Алматы Четкие геометрические формы, минимализм, аскетизм, сложные пространства — всё это характерно для новейшей архитектуры современности. До сих пор такие решения кажутся многим передовыми, “андерграундными” или просто непопулярными. На деле всем этим концепциям уже почти сто лет. Конструктивистское движение возникло с образованием СССР и обогнало восприятие общественности почти на век. Расскажем немного о контексте, принципах и проявлении этого стиля в Алматы. Гинзбург, Мельников, Веснины и авангардКонструктивизм как направление в культуре появился в начале XX века на территории уже советской России. Вместе с новым столетием сменилось восприятие окружающего пространства и эстетики. Глаза устали от тяжелых вычурных форм, и авангардные художники захотели перемен. Появилась определенная лаконичность и монолитность, совершенно нехарактерная для прошлого опыта. Во главе движения стояли несколько человек: Моисей Гинзбург, Константин Мельников, братья Веснины и другие. Все состояли в организации ОСА (Объединение современных архитекторов). Смысл их идеи заключался в том, что здание должно перестать быть пустым пространством, а роль архитектуры в жизни человека должна увеличиваться. Поэтому в основе стояла не декоративная составляющая, а именно функциональная. Например, хлебозаводы-автоматы инженера Марсакова строились в форме цилиндра исключительно для поддержки кольцевого конвейера, который автоматизировал часть производства хлеба. Подход недаром назвали “авангардным”. Это была новая мысль, которая символически и технически соответствовала идеалам революции. Здания отражали нежелание людей мириться со старым укладом. Интерьер и функциональное назначение больше не поддерживали нужды привилегированного класса. Конструктивизм должен быть приемлемым для всех. Архитекторы много времени посвящали исследованию пространства, движения потоков людей внутри и влияния архитектуры на сознание. И здесь функциональное предназначение выходит на первый план. В разрезе истории это было свежим веянием — наряду со сменой политической системы и появлением беспредметного искусства. Кажущаяся простота форм вовсе не означала деградации визуального пространства. Эстетика создавалась не за счет искусственных украшений вроде узоров, лепнины и прочего декора. Упор делали именно на форму и конструкцию. Смелые технические решения повлекли за собой совершено уникальный внешний облик строений. Но обманчивая простота потянула за собой и ряд проблем. В одной из своих лекций казахстанский архитектор Алмас Ордабаев сказал, что для понимания нюансов дизайна и архитектуры конструктивизма необходим определенный набор знаний. Если не обладать этими знаниями, простота может сыграть злую шутку с заказчиками проектов. Именно поэтому на территории Союза и появились различные бесформенные "коробки". Конструктивизм в АлматыПоскольку новое движение должно было служить на пользу всем людям, то архитекторов из центральных городов начали отправлять в союзные республики. В марте 1927 года было решено перенести столицу из Кызылорды в Алматы. По поводу этого решения возник архитектурный вопрос. Первое по необходимости здание — Дом правительства. По традиции объявляется конкурс, и первую премию получает именно Моисей Гинзбург — один из основателей конструктивизма. Строительство начинается незамедлительно, к 1931 году строительство завершают. Уникальность проекта заключается в особом подходе к климатическим и бытовым особенностям региона. Перед главным входом было создано перекрытие входной лоджии, акцентированное столбами. В условиях сильного солнца конструкция создавала необходимую тень. По такому же принципу были сделаны многие здания исламской архитектуры. С этим учетом был создан и внутренний открытый летний сад с фонтаном. Поскольку этот дом предназначался для правительства, с функциональной точки зрения он должен был выдерживать большой поток людей. А поскольку все политические изменения должны были вести к открытому правительству, близкому к народу, то и проход в здание был сделан максимально прозрачным. Сад использовался как зона ожидания, а из главного фойе открывался доступ к остальным помещениям. Для человека не было необходимости подолгу искать нужный кабинет, навигация внутри была максимально удобной. Сейчас в здании находится Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова. Несмотря на статус культурного и архитектурного памятника, здание видоизменялось и почти полностью утратило оригинальный вид и предназначение. Рядом с Домом правительства был возведен общественный центр, в который, помимо дома, также входили Дом связи (ныне главное городское отделение почты) и здание Управления Туркестано-Сибирской железной дороги. Но если Дом связи сохранил отдаленно похожий на первоначальный внешний вид, то Управление утратило свой облик окончательно. Конструктивизм выражал надежды на светлое будущее. Дерзкая идея, разрыв шаблонов и сброс старых оков. Но почему тогда весь Союз не был застроен смелыми и причудливыми конструктивистскими формами? Как только Сталин пришел к власти, он счел конструктивизм слишком “буржуазным” (как и другие виды авангардного искусства), и было вынесено решение о запрете всех построек в этом стиле. Так в начале сороковых годов появился сталинский ампир. Эклектичный стиль, который отбросил новые идеи и вернулся к излишествам, тяжелому декору и масштабности. Это была буквально насильственная смена подхода, которая идейно вернула архитектуру в прошлое. После чего сооружения в стиле конструктивизма законсервировали и перевели в статус “памятников”, которые напоминают о безоговорочной смелости архитектуры начала XX века. |