Ольга Розанова по существу своему живописец цвета.
С самого раннего периода до последних своих достижений в области цветописи красной нитью в ее творчестве проходит цвет, которым она постигает видимый мир. На выставке представлены все периоды ее творчества: импрессионистический, футуристический, период портретов, аллогизма форм, супрематический и цветопись — и во всех периодах она является цветописцем.
Живопись Ольги Розановой вся сплошь игра и движение цвета. Цвет у нее живет, отсюда отсутствие фактуры, которая всегда мешает полному выявлению цвета.
Выставка показывает нам Розанову талантливым живописцем, настолько самостоятельным и определенным, что хотя у нее футуристический и кубистический периоды, но и здесь Розанова исходит из цвета, и берет в этих течениях не сущность, а лишь способ выражения, который не сделал ее ни кубистской, ни футуристкой.
В творчестве Ольги Розановой чувствуется та Великая Декоративность, которая выкинет живопись из комнат и музеев на улицы и площади.
Цветом краски постигает Розанова не только видимую, но и духовную сторону жизни, вспомните этот «Портрет дамы в розовом платье», этот необычайный, почти единственный портрет по своей силе во всей русской живописи, где через призму цвета проходит и глубокая психология портрета и понимание портретной живописи. Среди портретов у Розановой есть целый период, страшно ценный для русского искусства своим едким своеобразным футуризмом.
Палитра у Ольги Розановой яркая, розовато-лиловая, рассекается иногда зелеными пятнами, но в картине есть всегда общий колорит, какая-то вокальность гаммы красок, которыми она оперирует по преимуществу. Кроме общей связи внутри картины у нее еще заметна связь нескольких картин, подбор из в группу, хотя на данной вставке это сильно разбито развеской картин. Однако, ее творчество настолько цельно и спаянно, что количество вещей и разные периоды, которыми она представлена, только помогают, а не затемняют выяснению ее личности.
Всматриваясь в супрематический период Розановой, мы видим, что супрематизм Розановой противоположен супрематизму Малевича, который строит свои работы на композиции квадратных форм, в то время, кк Розанова строит — на цвете. У Малевича цвет существует только для того, чтобы отличить одну плоскость от другой - у Розановой композиция служит дя выявления всех воможностей цвтеа на плоскости. В супрематизме она дала супрематизм живописи, а не квадрата.
Особенно интересна комната, где собраны ее супрематические произведения и вещи последнего периода. Цвет здесь не играет, как в предыдущих периодах, блеском своих граней, а обнажен до последнего предела. Строения картин основаны здесь на ветовых взаимоотношениях (супрематические картиы) или на развитии одного какого-либо цвета (вещи последнего периода) в самостоятельную картину.
Тут можно проследить переход от плоскостей супрематизма в широкий раздел и расцветку краски, который освобождает цвет от зависимости формы и плоскости.
В общем выставка ярко выражает личность Розановой, и первое, что бросается в глаза — это ее личное движение вперед, то, что она сама считала лучшим качеством каждого истинного художника.
Заумное стихотворение Степановой с цитированием слов, избретенных Розановой, 1919
Примечания
* Варст — псевдоним Варвары Степановой.
** Стать опубликована в : «Искусство», вестник отдела Изобразительного искусства Народного комиссариата по просвещению. М., 1919, №4, 22 февраля, с. 2-3.