В самарской галерее «Виктория» открылась выставка «Сад утопий»

В экспозиции представлены архитектурные проекты и художественные произведения, посвященные образу города будущего.

На вернисаже присутствовало менее полусотни человек — согласно новым требованиям, призванным не допустить распространение инфекции. Однако все желающие могли прослушать пояснения куратора Сергея Баландина и рассмотреть экспонаты в ходе онлайн-трансляции, которая шла в одной из соцсетей.

Эта выставка посвящена полету фантазии и утопии как средствам творческого мышления. Организаторы исследуют мир художников разных эпох и стран, вычленяя между ними общее и подчеркивая их индивидуальность.

Интересно, что на создание проекта самарцев подтолкнуло здание Фабрики-кухни, построенное в Самаре в начале 30-х годов по проекту архитектора Екатерины Максимовой. Напомним, конструкция имеет форму перекрещенных серпа и молота. Архитектор сумела наполнить коммунистические символы практическим содержанием. Максимова нашла способ идеально организовать внутри пространство общепита, а также распределить потоки посетителей. По конвейеру еда проходила из молота (кухни) в серп (застекленную столовую). Интересно и то, что форму здания можно было «прочитать» только с воздуха.

Фабрика-кухня в контексте эпохи

Для кого работала Максимова? Чтобы это понять, нужно вспомнить еще одного архитектора-фантазера той эпохи — Георгия Крутикова. Он создавал проекты надземных городов, в которых жилища людей соединены в подвешенные над землей соты и сетки. С помощью компьютерных технологий его проекты визуализировал для выставки самарец Сергей Сапрыкин.

Стоит вспомнить и еще одного мечтателя — революционера в искусстве и технике — Владимира Татлина, который создал безмоторный самолет «летатлин». По его мнению, такой вид транспорта должен был стать доступен каждому. Так что самарское творение Максимовой можно расценить как послание в будущее.

Интересно, что на выставке недалеко от чертежа фабрики-кухни расположена витрина с белым чайным сервизом, изготовленным по рисункам Казимира Малевича. Его минималистические получашки и похожий на бронепоезд чайник очень органично смотрелись бы на столах посетителей советской столовой.

С идеей отобразить в форме здания его содержание выступал французский архитектор XVIII века Клод-Николя Леду. Он был мастером классицизма, предвосхитившим многие принципы модернизма. Его часто называли «проклятым архитектором», так как большинство его произведений было разрушено или вообще не получило воплощения в реальности. Среди них проект Дома терпимости, который сверху напоминал бы мужской детородный орган. Студенты Самарского технического университета воссоздали для выставки макет этого здания, в свое время наделавший много шума в кругах парижского общества.

Экономичность и эргономичность

В домах будущего должны были находиться особенные квартиры. Им посвятил свои произведения Уильям Хит Робинсон. Его книги можно полистать на выставке. Особое место он уделял экономии пространства. В некоторых его проектах изголовье кровати находится в одной крошечной квартирке, а вторая половина — в другой: ноги спящего человека высовываются изпод стола соседа.

Поклонник малых форм и аскетизма израильтянин Абсалон записал несколько видео, которые демонстрируют на экранах в залах «Виктории». На них он показывает, как можно жить в крошечном абсолютно белом домике, купаться в маленькой ванне в форме куба и так далее. Пародией на его не очень-то удобный для человека быт кажется увеличенная во много раз упаковка сотового телефона. Этот арт-объект выполнила художница Ирина Корина.

Самарский архитектор Александр Филимонов обращается в прошлое. Он изучает, как объект современного искусства может изменить интерьер советской хрущевки. Эффект просто поразительный! От этого вызывающего добрую усмешку видеоряда невозможно отвести глаз.

«Бесконечная колонна»

И, конечно, в фантастическом городе должен быть особенный сад. Для него кураторы выставки предлагают использовать знаменитую «Бесконечную колонну» Константина Бранкузи. В 1934 году этот скульптор получил от румынских властей заказ на создание памятника павшим в Первой мировой войне. При изготовлении монумента он использовал народный мотив — резную балку, состоящую из образующих объем трапеций. Ее применяли для укрепления крыши в крестьянских домах. Уходящий ввысь огромный памятник символизирует восхождение душ погибших солдат на небо. В миниатюре воспроизвести из дуба этот символ Мирового древа взялись ученики Вальдорфской школы. И у них неплохо получилось. А самарчанка Алиса Николаева обустроила рядом с «древом» небольшой фонтан, изготовленный из всего, что можно купить в любом хозяйственном магазине — стальных трубок, облицовочных кирпичей, профнастила. Она призывает: не бойтесь фантазировать и создавать собственный мир в своем городе, в своей квартире, в своем саду.

Выставка продлится до 16 мая. (16+)

Сергей Баландин, куратор выставки «Сад утопий»:

— В экспозиции представлены архитектурные проекты и художественные произведения, посвященные образам идеального дома, городской среды, а также месту мифа в нашей повседневности. Фантазия каждого художника по-своему интерпретирует жилое пространство.

Экспонаты для выставки предоставлены Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева, Московским музеем современного искусства, Самарским областным художественным музеем, FRAC Poitou-Charentes, фондом V-A-C, Центральным государственным архивом Самарской области и самими художниками.

Татьяна Гриднева, Самарская газета, 22 марта 2020. Фото: Владимир Пермяков

Анонс Галереи "Виктория"

19 марта в 19:00 приглашаем на открытие выставки «Сад утопий», посвященной утопии как творческому методу и образу мышления.

Название выставки отсылает к «райскому саду» и «саду наслаждений», к первоначальной неразделенности жизни и чувства. На выставке представлены архитектурные проекты и художественные произведения, посвященные образам идеального дома, городской среды и мифа в нашей повседневности, в которых «фантазия» интерпретирует жилое пространство людей и стремится управлять или направлять их тела.

Выставка условно поделена на три зоны: жилище, город и сад, каждая из которых наполнена самыми разными произведениями: книги, чертежи, гравюры, макеты, посуда, скульптура, инсталляция и видео, бродя среди которых, можно познакомиться с проектами зарубежных и российских художников от XVIII века до наших дней, от французского классицизма до самарского совриска.

Куратор: Сергей Баландин
Авторы: Константин Бранкузи, Георгий Крутиков, Клод-Николя Леду, Казимир Малевич, Джованни-Баттиста Пиранези, Абсалон, Екатерина Максимова, Уильям Хит Робинсон, арт-группа ЗИП, Ирина Корина, Алиса Николаева, Сергей Сапожников, Александр Филимонов.

Реплики создавали: Ксюша Шервен и Лана Колосова, Серёжа Сапрыкин, Захар Дрягалин, Аркадий Жариков, Антон Калугин, Александр Кошелев, Андрей Миллер, Савелий Омелянчук, Артемий Сердобинцев и Влад Смородин.

Экспонаты предоставлены: Государственным музеем архитектуры им.А.В.Щусева, Московским музеем современного искусства, Самарским областным художественным музеем, FRAC Poitou-Charentes, фондом V-A-C, Центральным государственным архивом Самарской области и самими художниками.

Выставка продлится с 19 марта по 16 мая
На открытие вход свободный

В остальные дни 200 рублей, льготный билет 100 рублей

Адрес: Некрасовская, 2

+7 (846) 277-89-12

Сад Утопий ВКонтакте

http://www.gallery-victoria.ru

Дата мероприятия - 19 марта в 18:00 — 16 мая в 21:00

Гид от куратора выставки Сергея Баландина: что смотреть на выставке «Сад утопий»

В галерее «Виктория» открылась выставка «Сад утопий» и, поскольку врачи и администрация не рекомендуют выходить из дома, онлайн путеводитель от ее куратора Сергея Баландина становится особенно актуальным. Здесь собраны самые сумасбродные проекты для жизни: мебель, посуда, оружие, фонтан, дома и целые города — а также произведения искусства, размышляющие о точках соприкосновения мечты и реальности.

Ирина Корина в далеком 2006 году сделала слепок с упаковки телефона, увеличила ее и представила как новую модель мебели для гостинной. Выглядит и правда футуристично: что-то между мягким уголком и ванной. Называется «Топ-модель» и намекает то ли на моду, то ли на красоту человеческого тела, хотя вещь получилась просто бесчеловечной. В этом ирония Кориной: в мире вещей нет места человеку.

Ирина Корина. «Топ-модель», 2006 год.

Тему бесчеловечности продолжает самарский художник Александр Филимонов. Он взял фотографии старых квартир с сайта объявлений и прифотошопил к ним изображения известных произведений искусства от Репина до Хёрста. Получилось атмосферно, но жить в таком соседстве вряд ли возможно: многие шедевры расположились прямо на диванах, а Марина Абрамович и Яой Кусама заселились в хрущевки. Произведения заняли место хозяев, и каждому понятно: искусство — не для людей.

Дэмиен Херст. «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», 1991 год.

Самарская тема продолжается в чертежах Фабрики-кухни московского архитектора Екатерины Максимовой. Проект 1930 года современникам показался «чрезвычайно оригинальным», а сегодня стал визитной карточкой города — во многом благодаря необычной форме — серпа и молота — которую имеет здание, если смотреть с высоты птичьего полета. А вот зачем нужен этот вид? Неужели для летчиков? Отчасти да, но не только: в 1928 году московский студент ВХУТЕИНа Георгий Крутиков прославился проектом, согласно которому рабочие будущего будут работать на земле, а жить в «летающих городах». А в 1929 году авторитетный тогда художник Владимир Татлин приступил к испытаниям нового летательного аппарата «Летатлин». Москва бредила индивидуальными полетами, и проект Максимовой отозвался на этот гул.

Эскизный проект Фабрики-кухни архитектора Екатерины Максимовой, 1930 год. Предоставлено Государственным центральным архивом Самарской областиp

Чертежи дипломного проекта Георгия Крутикова, посвященные летающим домам, тоже здесь. Согласно воспоминаниям свидетелей, во время защиты проекта в зале стояла гробовая тишина. Комиссия задала три вопроса, и обсуждение свернули. Через неделю история стала скандалом, когда в газетах стали писать, что во ВХУТЕИНе учат на фантазеров.

Новую версию «Перспектив» города сделал студент Самарского государственного технического университета Сергей Сапрыкин. А оригинальные чертежи 1928 года предоставил Государственный музей архитектуры имени Щусева.

Дипломный проект Крутикова «Летающий город».

«Бесконечная колонна» (справа) среди других работ в мастерской Константина Бранкузи.

Делать новые версии произведений, ставших классикой — вообще «ноу-хау» «Сада утопий». Одна из его идей — воспроизводство и тиражируемость мечтаний. Так, например, на выставке представлена версия «Бесконечной колонны» скульптора начала ХХ века Константина Бранкузи, которую специально для экспозиции создали учащиеся Самарской вальдорфской школы. Основы ее педагогической системы в начале ХХ века разработал философ и эзотерик, основатель антропософии, Рудольф Штайнер, а первая такая школа открылась в Штутгарте в 1919 году — таким образом идеи вальдорфской педагогики и «Бесконечной колонны» почти ровесники.

Джованни Батиста Пиранези. «Руины криптопортика на Вилле Домициана», 1766 год.

Самые старые экспонаты на выставке — гравюры итальянского художника Джованни Батиста Пиранези «Виды Рима», созданные в середине XVIII века и предоставленные Самарским художественным музеем. Они создавались для продажи туристам, которые паломничали по Италии, и изображают различные руины и памятники античности, да так, чтобы поражать воображение зрителя. Древний Рим предстает ретроутопией, это что-то вроде российской ностальгии по СССР: воображаемая империя, где строили величественные здания, а может быть, и сами люди были крупнее. Некоторые исследователи говорят, что части достопримечательностей, изображенных Пиранези, не было и в помине.

Сергей Сапожников. «Чудесный день», 2018 год.

Любопытный эксперимент провел фотограф из Ростова-на-Дону Сергей Сапожников. Он съездил в Палермо, отснял пришедшие в упадок комнаты одного из дворцов, а получившиеся фотографии разместил на фасадах подсобных построек в одной из ростовских деревень — дворцовые интерьеры вошли туда как родные. Результат Сапожников снова сфотографировал, и получилась серия «Чудесный день» о том, как зыбко ощущение времени и пространства.

На эти и другие экспонаты можно посмотреть до 16 мая. Галерея «Виктория» продолжает работать в обычном режиме, поскольку количество людей, одновременно находящихся в помещении, даже на лекциях обычно не превышает 50 человек — все по требованиям минкульта.

Сергей Баландин, Большая деревня, 20 марта 2020

1