Санкт-Петербург: Игры авангарда с движением

Арт-обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает об экспозимции «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» в «Манеже» и о проекте «Формы движения» пространства «Севкабель Порт».

Я снова хочу вернуться к недавним кинетическим выставочным проектам в Санкт-Петербурге. Вероятно, не все из слушателей сумели посетить выставку «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» в «Манеже». И уж наверняка еще меньшее число любителей искусства доехало до пространства «Севкабель Порт», где практически одновременно работал проект «Формы движения». Обе выставки рассказывали об истории кинетизма в нашей стране, отталкиваясь от идей представителей «первого авангарда», прокладывая связи с контемпорари.

Я не буду вдаваться в подробности того, что одновременно проходили два схожих выставочных проекта, о взаимоотношениях кураторов и прочих околохудожественных перипетиях. Скажу, что проекты друг друга дополняли, и, на мой взгляд, неплохо было бы их объединить. Но этого не случилось.

Манежная конструкция показалась мне слишком насыщенной: как будто решили уместить в два этажа все, что можно отнести к отечественному кинетизму и не только. Тема предшественников не ограничилась Татлиным, Габо, Певзнером, пусть даже Родченко, довольно спорно туда включили Малевича и Лабаса. Игры авангарда с движением оказались разбавлены изысканиями в области цвета (Матюшин) и звука (Термен). Материала очень много, и он дает массу неоднородной информации. Но в этом и состоял замысел организаторов, говорит директор «Манежа» Павел Пригара: «Выставка, которая создавалась таким образом, чтобы в ней существовало достаточное большое визуальное пространство: эта история как бы обрушивалась на зрителя. Здесь же мы стараемся погрузить художников-кинетистов, а это, прежде всего, конечно, там 60-70-е года в некий контекст, который расширяет и восприятие зрителя, и возможности для интерпретаций крайне важного вида искусства».

Выставка в «Севкабеле» ограничилась очень скромной исторической частью: несколько работ авангарда, немного архивных документов группы «Движение» и множество произведений наших современников, продолжающих, по мнению кураторов, идеи кинетизма — Стучебрюков, Борисов, Щетинин, Панкин, Паша183, семья Инфанте. Спорно, но интересно. Ждем публикации и презентации каталога манежного проекта; он тоже обещает стать настоящим событием. А вот проект в Севкабеле вроде бы даже еще не закрыт и будет представлен до 5 апреля.

Дмитрий Буткевич, "Коммерсантъ FM", 30 марта 2020
1