СПб: Дому печати на Фонтанке 90 лет

Дом печати — активный центр художественной жизни Ленинграда второй половины 1920- х годов. В то время тут были сконцентрированы редакции, секции, месткомы, а также вечерний университет и дневной техникум.

Здесь постоянно велись творческие дискуссии. Особые споры вызвали одно за другим появившиеся на свет три детища Дома печати: его театр, студия художников-филоновцев и группа молодых поэтов и прозаиков.

Театром руководил Игорь Терентьев. В Доме печати им был поставлен гоголевский «Ревизор», балаганно-сатирическое представление, переполошившее театральную критику Ленинграда.

В этом же доме находилась штаб-квартира «Мастеров аналитического искусства». Именно здесь 24 января 1928 года был проведен знаменитый вечер обэриутов «Три левых часа». ОБЭРИУ- объединение реального искусства. В эту группу входили Игорь Вахтеров, Александр Введенский. Константин Вагинов, Николай Заболоцкий, Борис Левин, Даниил Хармс.

Вот некоторые выдержки из прессы того времени и воспоминания творческих личностей, принимавших активное участие в жизни Дома печати.

Татьяна Николаевна Глебова — советская художница, живописец, график. В 1927 году вместе с коллективом «Мастеров аналитического искусства» под руководством
П. Н. Филонова оформляла Дом Печати в Ленинграде: «Работа в Доме печати была для нас академией. МЫ были охвачены энтузиазмом и верой в правильность и единственность нашего пути. После открытия Дома печати, к Павлу Николаевичу (Филонову) повалило много новых учеников. Дом печати дал помещение, в котором они поставили холсты и писали, а мы, старые ученики, разбрелись писать по домам и приходили в Дом печати для обсуждения работ. Наш коллектив после работы в Доме печати был утвержден как легальная художественная группа».

Павел Михайлович Кондратьев — советский художник, график, живописец. В 1927 году вместе с коллективом МАИ участвовал в оформлении Дома печати в Ленинграде: «…в Доме печати было не так много удобного места для работы, иной раз приходилось работать в темном коридоре и просто с электрической лампочкой. Она висела тут же рядом с тем местом, над которым ты работал, и постепенно при переходе к другому куску — так же и лампу вешал. Этот принцип, между прочим, правильный. Потому что у него получался принцип «сделанности» во всех работах, при любом освещении».

«Красная газета». №118, 5 мая 1927 год: «Общественно-политический гротеск с уклоном в патологическую анатомию — вот наиболее точное определение того, что выставила в Доме печати «Школа Филонова». В этих полужанровых, полусимволических картинах, кошмарных, как галлюцинации помешанных, есть признаки фантастической любви к живописи».

«Красная газета». №24, 25 января 1928 год: «Вчера в Доме печати происходило нечто непечатное. Насколько развязны были Обэриуты, настолько фривольна была публика. Свист, шиканье, выкрики, вольный обмен мнениями с выступающими.

– Сейчас я прочитаю два стихотворения, - заявляет Обэриут — Одно! — умоляюще стонет кто-то в зале
– Нет, два. Первое длинное и второе короткое.
– Читайте только второе.

Но Обэриуты безжалостны: раз начав, они доводят дело до неблагополучного конца».

ТОП-СПб, 21 октября 2019

1