МК: «Первая художница Петрограда» родилась в Меленках

Владимирские общественники открыли для жителей региона имя великой землячки - художницы-авангардистски Ольги Розановой

На минувшей неделе на традиционном книжном фестивале «Бу!фест» был презентован Розановский центр, который посвящен творчеству незаслуженно забытой художницы-авангардистки Ольги Розановой, долгое время жившей на Владимирской земле. О том, как возрождался интерес к живописи нашей землячки, рассказывают инициаторы создания центра.

Потерянный архив

На сегодня актив Розановского центра — это его хранитель, владимирский историк Михаил Бирюков; ученый секретарь центра, историк и журналист Анна Бражкина; директор центра — владимирская общественница Полина Вахотина; глава Попечительского совета центра - директор московского центра авангарда Андрей Сарабьянов; член Попечительского совета центра — искусствовед Вера Терехина и заместитель директора департамента культуры Владимирской области Алиса Бирюкова. Каждый из этих людей прошел свой путь к Розановой. Для Бирюковых, например, эта история началась с опубликованных в местной прессе еще в начале 90-х статей о художниках русского авангарда — Ольге Розановой, Давиде Бурлюке, Наталье Гончаровой.

- Автором статей был вязниковец Донат Андреевич Обидин, — говорит хранитель Розановского центра Михаил Бирюков. - Он родился в 1933 году, всю жизнь прожил в Вязниках, работал в школе учителем немецкого языка. В глазах просвещенной общественности Обидин выглядел то Дон Кихотом, то бароном Мюнхгаузеном; остальным он казался просто чудаком, странным человеком. Одним из направлений, которым Обидин интересовался, был поиск людей русского авангарда. А импульсом для этого послужило его знакомство в конце 1950-х с Анной Розановой, старшей сестрой художницы. Анна переехала в Вязники еще до революции и прожила там всю свою долгую жизнь, скончавшись в 1979 году в возрасте 95 лет. Она передала архив сестры Обидину, который и начал просветительскую работу в прессе. Его голос тогда, к сожалению, не был услышан. Накануне 130-летия Ольги Розановой мы с Алисой Бирюковой попытались еще раз привлечь внимание владимирцев к этому имени, опубликовав статьи в одной из местных газет.

Портрет Анны Розановой, написанный Ольгой Розановой Фото: ru.wikipedia.org

Искусствовед Вера Терехина первоначально заинтересовалась полузабытой художницей как фигурой из «круга» Владимира Маяковского, даже не подозревая о биографических «схождениях» с объектом своего исследования.

- Вера Николаевна окончила то же самое владимирское учебное заведение, что и Ольга Розанова (раньше это была женская гимназия, потом — школа №1), — рассказывает ученый секретарь Розановского центра Анна Бражкина. - В 60-х она оказалась на работе в музее Маяковского в Москве, единственном тогда научном центре в СССР, который последовательно занимался авангардом. В музее имелся архив Ольги Розановой, который потихоньку показывали на коллективных выставках. Делал серию этих выставок в 1965-66 годах легендарный историк авангарда, жесткий, едкий литератор, одержимый коллекционер и страшно убедительный человек Николай Харджиев, лично знакомый со многими художниками-авангардистами. При этом Харджиев ценил Розанову чуть ли не больше всех других ранних авангардистов. Узнав о вязниковском архиве, он начал Обидина «неистово обрабатывать». В конце концов розановский архив перекочевал из Вязников в Москву. Потом Харджиев уехал со всем накопленным за границу. Душещипательная история о судьбе его архива — это отдельная тема, но, так или иначе, этот архив сравнительно недавно вернулся в Россию и еще мало изучен.

- К началу 1990-х Вера Терехина, регулярно приезжающая во Владимир, была уже профессором Института литературы РАН и ключевым специалистом «по Розановой», — продолжает Анна Бражкина. - С ее подачи Владимирская областная научная библиотека сделала выставку с публикациями о Розановой к 120-летию художницы. Но владимирцев такими тонкими и нежными штуками было не пронять!

«Арт-субъект» открыл глаза

Еще одна часть этой истории началась около года назад, когда директор букинистического магазина «Эйдос» Полина Вахотина, организатор книжного «Бу!феста», темой которого в тот раз было искусство, вдохновившись успехом, решила провести еще и художественный фестиваль, «Арт-субъект», чтобы показать на нем продвинутое «молодое» искусство Владимира.

- Я собирала команду людей, которые могли бы нам в этом помочь, — вспоминает Полина Вахотина. - Среди них была моя давняя подруга Анна Бражкина, большой специалист по современным региональным культурам. Она в это время жила в Праге, но приехала во Владимир. Чуть ли не в день приезда она выяснила, что во Владимире жила Ольга Розанова, возликовала, изумилась, что тут о великой художнице почти никто не знает, и заявила, что лучшего защитника молодого искусства на свете быть не может. И мы поставили Розанову в центр нашего фестиваля «Арт-субьект», а Аня взялась делать ретроспективную выставку.

В центре: Алиса Бирюкова, Полина Вахотина и Анна Бражкина на выставке Ольги Розановой Фото предоставлено Розановским центром

- Это было, наверное, непросто?

- Это было дерзко. Работы Розановой рассеянны по музеям всей России. До сих пор никто не проводил ее большую ретроспективную выставку. А мы на подлинники не замахивались — решили показать Розанову в качественных «репродукциях в размер». И сопроводить выставку настоящей научной конференцией. Ну, чтобы владимирцы наконец поняли, какое сокровище они упорно игнорируют.

- Иными словами, в нашем городе силами общественников состоялась первая в истории полная выставка работ Розановой?

- Почти полная выставка ее живописи. Но силами не только общественников. Нам страшно повезло в том, что департамент культуры области оказался не меньше нашего увлечен Розановой. Курирующая подобные проекты Алиса Бирюкова сама была автором статей о Розановой! К делу подключился также Центр пропаганды изобразительного искусства. И в результате все 16 музеев, в которые мы обратились, дали разрешение на бесплатное использование изображений всех хранящихся у них розановских работ, и даже прислали сами эти изображения, в хорошем качестве. Дольше всех сопротивлялся Русский музей, который упорно не мог понять, почему бы нам не заплатить за его картинки.

- Как же удалось их уломать?

- Помог добрый Александр Боровский, которые заведует в Русском музее отделом новейших течений. А на конференцию к нам согласился приехать сам Андрей Сарабьянов, глава московского Центра авангарда. Фестиваль «Арт-субьект» прошел с оглушительным успехом, в нем участвовали десятки владимирских молодых художников. В финале выставки-конференции Андрей Дмитриевич сказал, что во Владимире надо создавать фонд Ольги Розановой. И вот теперь такая структура создается, а Сарабьянов возглавляет ее Попечительский совет.

Андрей Сарабьянов и Вера Терехина Фото предоставлено Розановским центром

* * *

Несмотря на то, что Розановский центр еще не зарегистрирован, он уже функционирует — организует вторую розановскую выставку-конференцию во Владимире, делает общие проекты с музеем школы №1, готовит к публикации две книги, планирует открытые заседания во Владимирской областной научной библиотеке.

Справка МК

Ольга Владимировна Розанова родилась 21 июня 1886 года в Меленках, скончалась от дифтерита 7 ноября 1918 года в Москве. Была одной из крупнейших художниц русского авангарда с уникальным колористическим талантом. В 1917 году создала один из мировых шедевров беспредметной живописи ХХ века — картину «Зеленая полоса», которую ставят в один ряд с полотном Малевича «Черный квадрат».

Русский поэт-футурист Алексей Крученых называл Розанову «Первой художницей Петрограда» (после окончания Владимирской женской гимназии она жила в Москве и Санкт-Петербурге).

«Зеленая полоса» Фото: arthistoryproject.com

О художнице рассказывает директор московского Центра авангарда Андрей САРАБЬЯНОВ: - Она постоянно возвращалась во Владимир и проводила тут по нескольку месяцев, во Владимире написана значительная часть ее полотен. Возможно, благодаря этой дистанции со столицами ей удалось сохранить полную независимость и внутреннюю свободу. Ведь и в Петербурге, и в Москве ее окружали чрезвычайно амбициозные коллеги. Как художник, она прошла все стадии «нового искусства» и создала собственное направление — «цветопись». Ее чрезвычайно ценил лидер итальянских футуристов Маринетти. Только через 40-50 лет знаменитые американцы Барнетт Ньюманн и Марк Ротко смогли самостоятельно прийти к тому же, что открыла Розанова. Ее посмертная выставка стала первой государственной выставкой новой, советской России. За право присоединить розановское наследие к собственным школам боролись Малевич, Татлин и Родченко. Тем не менее, наследие Розановой оказалось надолго исключено из мирового художественного пространства.

Только после выставки «Амазонки русского авангарда», подготовленной Музеем Гуггенхайма и Третьяковской галереей и побывавшей в 1999-2000 годах во многих мировых культурных столицах, включая Нью-Йорк, имя Розановой прочно вошло в искусствоведческий оборот. Сегодня работы Розановой участвуют в 30-50 выставках в России и за рубежом ежегодно. Но серьезно занимается исследованиями ее творчества только небольшая группа российских специалистов.

Розановский центр во Владимире создается очень вовремя. Мы даже не представляем, какие поразительные открытия нас ждут!

Аннета Татарникова, МК-Владимир, 30 ноября 2016

1