| ||||||||||||||||||
Эсфирь Шуб. Испания 1939 Испания / Spain / España Режиссер - Эсфирь Шуб Премьера - 20 июля 1939 Жанр - Документальный, кинохроника Автор сценария - Всеволод Вишневский Оператор - Роман Кармен, Борис Макасеев Композитор - Гавриил Попов Производство - Мосфильм Испания (1939) - документальный фильм, посвященный событиям Гражданской войны в Испании в 1936 - 1939 годах, в которой советские добровольцы принимали непосредственное участие на стороне республиканских сил. Фильм демонстрирует тенденции агитационного кино, характерные для 30-х годов, когда жанр переживал свой расцвет. Картина вышла на экраны уже после того, как Гражданская война завершилась, и вызвала широкий резонанс в мире. Фильм повествует о гражданской войне в Испании и представляет собой перемонтированный материал кинохроники «К событиям в Испании», которая регулярно показывалась в кинотеатрах Советского Союза 1930-х годов. Авторами съёмок были операторы Роман Кармен и Борис Макасеев. Также были использованы кадры хроники испанских кинооператоров. Режиссёрская работа Эсфирь Шуб сводилась к монтажу. Если Эсфирь Шуб была признанным классиком документального кино, то для Романа Кармена, впоследствии всемирно известного документалиста, «Испания» стала одним из первых опытов работы. Рецензия: …Эсфирь Ильинична Шуб, когда-то бывший секретарь бунтаря Мейерхольда, и активист ЛЕФа, она писала - «Нам не нужны ателье, не нужны актёры, нам не нужны декораторы и бутафорские мастерские, не нужны сценарии. Нас ничему не учит художественная литература, цветовые и композиционные приёмы живописных мастеров». Потом, уже на фабрике «Госкино» занималась странным с позиции сегодняшних воззрений ремеслом - Перемонтаж! Таким вот образом, монтируя куски из старых кинохроник и архива Николая II, в 1927 году она «сделала» знаменитый фильм «Падение дома Романовых». Потом последовали «Великий путь», «Россия Николая II и Лев Толстой». Скажут - идеология, пропаганда… Вот она «делает» очередную агитку «Сегодня» (1930), где попеременно показаны счастливые лица советских тружеников с озабоченными физиономиями американских рабочих. У нас нет кризиса! У нас - подъём! Пропаганда? Нет у них кризиса? Нет у нас подъёма? Но… вся штука в том, что это совершенно неважно, что где есть! Важно - эмоциональное воздействие на зрителя. А оно - термоядерное! Единство изображения, текста, музыки, смысла. Фильм бьёт точно, как пуля снайпера. Всё просто: враги там, друзья тут. Убедитесь. Дальше про войну, про Мадрид под бомбами, про поражение, про «испанский народ держал в своих руках оружие и побеждал врагов. Такой народ не будет побеждён никогда» …Пересказывать фильм полностью не стану, кому интересно - посмотрите сами. Я при просмотре представлял себя этаким московским подростком образца 1939 года. Вот сижу я в тёмном кинозале, смотрю «Испанию», а сердце ноет, кулаки сжимаются - «не успел, не попал»… Ничего… Ничего… Успеешь! И я думаю - что бы стало с нами всеми дальше, если бы не этот подросток, сжимавший кулаки в кинозале на просмотре фильма Эсфирь Шуб «Испания» летом 1939 года? … Через Испанию прошло около трех тысяч советских военных советников и добровольцев. Среди них - создатель советской военной разведки Ян Берзин, будущие маршалы, генералы и адмиралы Николай Воронов, Родион Малиновский, Кирилл Мерецков, Павел Батов, Александр Родимцев. 59 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. 170 человек погибли или пропали без вести - http://www.e-reading.club/bookreader...., http://voenhronika.ru/publ/grazhdansk…, https://ru.wikipedia.org/wiki/Граждан… |