Clownery of Daniil Kharms / КлоунАда (фильм по произведениям Даниила Хармса), 1989

Трагикомедия абсурда, снятая в 1989 году по мотивам произведений Даниила Хармса (1905-1942).

В «Клоунаде» Фролов работает с реалиями абсурда, абсурдности мира в целом, поведения и взаимодействия людей. В основе этого «взаимодействия» -- статичные схемы, которые работают очень точно, когда оказываются обнажены, поданы в кристаллизованном виде. Так, например, взаимоотношения между мужчиной и женщиной оказываются предельно оголены, оттого как-то даже неловко «прямоугольны», путем чего и достигается сатирический эффект изображаемого. Это субъективное видение творчества Хармса, или точнее Хармс, отраженный через призму видения Фролова. Хармс, безусловно, не остается в полном смысле слова Хармсом, проходя через эту призму, но это очень удачное, на наш взгляд, сочетание точек зрения, на первый взгляд не схожих. В «Клоунаде» Фролов работает с различными монтажными концепциями, подчиняя их использование своим творческим целям. Коллаж, внутрикадровый монтаж, который, как можно видеть, остается излюбленным приемом и спустя десятилетие -- в «Надъ озеромъ»(https://www.youtube.com/watch?v=CXw4L…), -- даже просто монтаж эпизодов и планов следуют одной задумке, способствуют переложению абсурдного языка прозы на киноязык. «Клоунада» -- первая полноценная работа, по замечанию самого режиссера. Снял он ее довольно рано — в 22 года. Примерно в это же время узнал про течение «параллельного кино» и погрузился в него, участвовал в одноименном фестивале, проводившемся во второй раз в 1988 году в Петербурге. «Произведения Хармса совпали с моим внутренним миром», -- говорит в одном из интервью Дмитрий Фролов. «Меня интересует феномен расцвета искусств, науки, мысли "Серебряного века". Любопытно обыгрывание названия — потустороннее — зазеркальное — «Клоун ада» -- наряду с лежащим на поверхности сплошным написанием, которое тоже отнюдь не однозначно в толковании. «Клоунада» обладает наиболее четко выраженным нарративом из упомянутых работ Фролова, здесь пока есть следование относительно четкой форме повествования. Пытаясь воссоздать реалии 30-х годов, на которое пришелся расцвет творчества Хармса, режиссер воспроизводит манеру съемок, актерской игры того времени и вводит в картину «состаренный» звук. Тем самым ему удается добиться максимальной достоверности звучания авторского текста и помочь зрителю погрузиться в атмосферу, в которой жил и творил классик абсурда. Это — мир иллюзий, намеков и ассоциаций, отражающий поток сознания творца, живущего в эпоху молчания. Фильм долго пролежал на полке и не так давно стал доступен зрителю для просмотра. «Не покривлю перед истиной, если скажу, что полгода жизни и все тогдашние деньги я отдал только этому фильму, не отвлекаясь на посторонние дела», -- из интервью проекту «Смотри Настоящее». (Ксения Ильина)

Автор сценария, режиссер-постановщик и главный оператор - Дмитрий Фролов

В главных ролях Дмитрий Шибанов и Наталья Суркова

В ролях: Алексей Захаров, Виктория Злотникова, Дмитрий Фролов, Марк Нахамкин, Евгений Сухоненков, Вячеслав Гридин, Алексей Фролов, Александр Костин, Яков Шмаев

Музыка: Дмитрия Шостаковича, популярные мелодии 30-х годов

Директор картины Марк Нахамкин

Премьера фильма состоялась на XI Российском кинофестивале "Литература и кино" 26 февраля 2005 года Специальный приз «Через тернии к звездам» за новый язык в кинематографе (Международный Фестиваль Независимого кино "Чистые грезы - VIII", ноябрь 2005) https://www.imdb.com/title/tt7101330 https://www.themoviedb.org/movie/518319

1