| ||||||||||||||||||
Февраль-март 1906. Выставка СРХ «Мир искусства». Петербург Петербург. Выставка СРХ «Мир искусства». 24 февраля — 26 марта 1906, М. Конюшенная, 3. Отзывы прессы Бенуа А. Выставка Товарищества Московских художников // Русские ведомости. 1906. № 115. 29 апреля. С. 4-5. Неясные мечты нельзя выносить в народ. Это бессмысленно и нелепо. Меня лично очень трогает эта храбрая бессмыслица, в ней много романтической юности, нечто в корне дела очень милое и наивное. <…> Самые темы Кузнецова — приблизительны. Он едва ли сам понимает, что означает его гигантское панно «Упоение» (на котором мы видим, как в полусне, смутные тени двух женщин, держащих венок над лежащим на воде ребенком) или его «Утро любви». Не веришь, чтобы он что-нибудь понимал в этом не только рассудочным пониманием, но и пониманием мистическим, неопределимым. <…Кузнецов слишком быстро влюбляется в свои грезы, он боится их разрушить, приглядываясь к ним; он довольствуется полунамеками, надеется избегнуть какого-либо шаблона. Ростиславов А. Выставка картин «Мир искусства» // Слово. 1906. №401. 4 (17) марта. С.7. В большой комнате направо размещены работы новых художников, преимущественно москвичей, пошедших уже как бы дальше «декадентства». <…> Для известной группы новых художников придумано уже и слово — «эмоционалисты». Эмоционализм как бы опоэтизирование импрессионизма, желание дать только что зарождающиеся образы, возбудить почти музыкальные эмоции, картины невозможно рассказать словами, невозможно даже выразить определенно свое впечатление. Можно только чувствовать непосредственную красоту, смутно и, тем не менее, иногда очень сильно ощущать вызываемые образы, настроение. В основе, в намерениях, здесь, конечно, утонченнейшая художественность, затронута область грез, мечтаний, совсем новой красоты. Сущность самой живописи прежде всего в колорите, в утонченной декоративности, в новых гармониях красок, в музыкальности. Живопись старается сделать снова страшно смелый шаг, красота созвучий чуть ли не стремится перещеголять ту же красоту в природе. Здесь уже не робкое обожание природы, а дерзкое самобытное творчество как бы вне природы. <…> |