XXIV выставка учеников МУЖВЗ (25 декабря 1901 — 7 января 1902).
Отзывы прессы
В.А.Гиляровский. 24-я ученическая выставка // Русское слово. 1902. №6. 7 (20) января.
Настоящая выставка — результат замороженной души, остановленного полета творчества, при желании быть чем-то оригинальным, новым, не имея на это никаких данных. <…>
Рисунок для художника, как гаммы и упражнения для музыканта, необходим.
А тут? Почувствовал божественный ужас, завел широкую кисть, которою крыши красить — давай искать настроений! Давай объяснять свои действия так:
— Я должен выразить настроение, которое переживаю в данный момент.
Укажешь такому «новатору» на великолепный пейзаж, положим, Левитана или Жуковского, а он отвечает:
— Это напоминает природу, а не говорит о художнике. Надо, когда пишешь, чтобы тебя захватило самого; поселяй самого себя в пейзаже, тут выписывать некогда; одним мазком лови настроение и передавай общее впечатление!
— Но впечатление непонятно зрителю.
— Вот тут-то и начинается настоящее искусство. Надо уметь видеть, надо образовать себя так, чтоб уметь понимать настроение… Мы, новые художники, нашли, что в природе много ненужного, лишнего и решили давать только схему.
— Позвольте, — возражаете вы, — Куинджи тоже не гнался за мелочами, но его «Березовая роща», — помните? Эти характерные черные пятна на березовой коре?
— Можно проще, общее… Только передавать схему..
И вот результаты подобных взглядов — последняя ученическая выставка! <…> Здесь в этих диких мазках чувствуется отсутствие рисунка, отсутствие работы предварительной. <…>
— Техника не нужна! — заявляли мне авторитетно на выставке.
— Почему?
— Техника связывает. Нужен только широкий мазок!
Отсюда увлечение мазком. Вместо техники — манера водить кистью, не усвоенная, не выработанная, а взятая на веру, отсюда же отсутствие души, искренности. В погоне за мазком ушли от натуры, от работы, от здравого смысла, <…> желание перещеголять во что бы то ни стало друг друга в «модном» направлении.
Ист. — А. Крусанов. Русский авангард. Том 1. Книга 1.