| ||||||||||||||||||
Апрель-май 1908. «Салон Золотого Руна» и его судьбоносные последствия для Ольги Розановой Выставка прошла 5 апреля - 1 мая 1908 в Москве и имела огромный резонанс. Среди прочего, на ней демонстрировалась работа Ван Гога "Ночное кафе в Арли" (1888). Коллекционер Иван Морозов купил ее с выставки за три тысячи рублей (семь тысяч франков).
В 1910 Ольга Розанова напишет картину "Кафе", представляющую собой замаскированную реплику на это экспрессионистское полотно Ван Гога. Хотя Розанова и использует другие цветовые сочетания, изображает другое ночное кафе и компонует изображение крупными цветовыми массами в чисто фовистском духе, отрицать связь между этой ее работой и полотном Ван Гога незачем. Розановское "Кафе" однозначно свидетельствует о том, что 21-летняя Ольга посещала "Салон Золотого руна" в 1908, а, значит, видела и около 250 экспонатов этой выставки, в т.ч. - импрессионистов Ренуара, Дега, Писсаро; постимпрессионистов — Сезанна, Гогена, Ван Гога, Тулуз-Лотрека; символистов группы «Наби»: Дени, Боннара, Вюйара, Русселя; фовистов Матисса, Дерена, Ван Донгена, Марке, Руо; и пять работ кубиста Жоржа Брака. Судя по №10 журнала "Золотое руно", в русском разделе выставки, среди прочих, показал свою работу "Карусель химеры" тогдашний учитель Розановой по Студии Юона и Ульянова - художник Николай Ульянов. Двухцветная автотипия этой работы была помещена в "Золотом Руне", где Ульянов в это время еще и работал художником. Ольга Розанова, возможно, под влиянием (или по просьбе) Ульянова создала в то время целый ряд заставок в стиле "Золотого руна", чьим оформлением занимались П. Уткин, А. фон-Визен, Н. Некрасов, И. Кнабе, Н. Хрустачев, Е. Лансере и сам владелец издания Николай Рябушинский. В тот же год, что и "Кафе" Розановой (1910), Ульянов создал свою новаторскую не только для России картину "Качели".
"Качели" Ульянова считаюся одним из первых "протофутристических" российских произведений. Маринетти, увидевший эту картину Ульянова на Международной выставке в Риме в 1911, вскоре предложил художнику присоединиться к движению футуристов (по свидетельству П.П.Муратова, друга Ульянова). Ульянов от этой чести отказался, но посчитал себя обязанным ответить Маринетти письменно и заинтересованно. Он даже сам перевел присланные ему Маринетти манифесты. Вообще же Николай Павлович, у которого в студии в 1907-1910 одновременно с Розановой учились и другие будущие авангардисты (Попова, Удальцова, Веснин и пр.) в то время был одним из наиболее оригинальных и деятельных русских художников и педагогов. Заметим, что "Кафе" Розановой 1910 и "Качели" Ульянова того же года решены в схожей гамме, и, возможно, когда-нибудь придется признать, что розановский юношеский шедевр больше - тайная реплика на Ульянова, чем явная на Ван Гога. Пока для подобных утверждений еще слишком мало фактов. Но они этим совпадением не исчерпываются и постепенно накапливаются. В 1910 Розанова, похоже, покинет Москву и вернется во Владимир. Во всяком случае, никаких свидетельств о ее проживании в Москве не имеется, несмотря на то, что там продолжали жить ее родные брат и сестра. Во второй половине 1911 года Ольга поедет в Петербург - учиться в Школе Званцевой. Интересно, что когда эта школа еще работала в Москве (до 1906), в ней преподавал тот же Ульянов. Приехав в Петербург, Ольга почти сразу примет участие во второй выставке "Союза молодежи". И именно "Кафе" принесет ей первый успех, несмотря на то, что к тому времени она уже создаст о Владимире такие смелые вещи, как "Красной дом" или "Уголок города". В это время в собственном творчестве она уйдет от Ван Гона уже далеко. Но припомнит в своей статье "Основы нового творчества и причины его непонимания" о том, что именно Ваг Гог (и Сезанн) стояли у истоков всего "нового искусства": |