| ||||||||||||||||||
8 марта - 12 апреля 1909. Выставка "Треугольник-Импрессионисты". Санкт-Петербург Время: 8 марта-12 апреля 1909 Место: Санкт-Петербург, Морская ул., 39/Вознесенский пр., 12 (пустующее помещение магазина). Организатор: Николай Кульбин (при участии братьев Бурлюков и Василия Каменского). Участники: М.Э.Андерс, Л.И.Арионеско, В.Д.Баранов-Россине, Г.К.Бланк, С.И.Бодуэн де Куртене, В.И.Быстренин, П.К.Ваулин, М.Е.Вернер, Б.Д.Григорьев, Е.Г.Гуро, А.И.Дуничев-Андреев, М.Д.Егоров, В.В.Каменский, В.К.Калмаков, А.Е.Крученых, Н.И.Кульбин, В.И.Кучумов, М.В.Матюшин, Л.Г.Мейстер, Л.Я.Мительман, З. Я. Мостова, Е. Я. Сагайдачный, Э. К. Спандиков, И. С. Школьник, C. Я. Шлейфер и др. Каталог выставки "Импрессионисты" ("Треугольник"). СПб, 1909. 190 нумерованных работ. Без номеров указаны: Майолика. В.Э.Борисов-Мусатов (рисунок на вазе), П.К.Ваулин; Л.И.Герст-Рыжова (подушки). Выставка проходила в доме, расположенном на углу Морской и Вознесенского пр., который планировалось снести еще в марте 1908. На этом месте, по заказу лондонского акционерного общества "Палас-Отель", в декабрю 1909 должна была быть построена самая комфортабельная гостиница столицы - "Астория" (отель открыт в 1912). Сохранилось историческое фото дома, стоявшего на месте "Астории" до 1909. Основными экспонентами выставки были члены художественно-психологической группы «Треугольник», созданной Кульбиным, — Андерс, Балльер, Бланк, Гуро, Калмаков, Матюшин, Спандиков, Шмит-Рыжова, Школьник и др.). Символ группы - треугольник, стороны которого (синяя, красная и желтая) обозначали "представление-чувство-волю" (другой вариант: "знание-любовь-воля", третий вариант: "пластика, музыка-слово") - размещался не только на вывеске и в каталоге, но и на потолке выставки. Впервые группа выступила весной 1908 на выставке "Современные течения в искусстве" (здание "Пассажа"), затем устроила 3 самостоятельные выставки картин в СПб. (1909, 1910) и Вильно (1909-10) под названием "Импрессионисты". В результате раскола в конце 1909 часть членов группы организовала общество "Союз молодежи". После 1910 деятельность "Треугольника" фактически прекратилась. Бурлюки в то время тоже ассоциировали себя с французами, восставшими против костной академии, и тоже называли их "импрессионистами". В листовке Давида Бурлюка «Голос Импрессиониста в защиту живописи» (Киев, 1908), распространявшаяся на организованной им в Киеве выставке «Звено», говорилось, что «импрессионисты русские, выросшие на западных образцах, те, кто трепетал, глядя на Гогена, Ван Гога, Сезанна (синтез французских живописных течений) вот надежда русской живописи», при этом отрицал роль «мирискусников» в деле создания искусства будущего. Но самоопределение "импрессионисты" не вполне соответствовало действительности. Молодые русские художники в 1909 просто не вполне различали направления в новом французском искусстве. Николай Харджиев еще в 1976 заметил, что ”с большим основанием Кульбина и "кульбинистов” можно было бы назвать ”неоимпрессионистами” (”дивизионистами”)” (К истории русского авангарда. Stockholm. 1976. с.29). Сегодня ряд имен из перечня Каменского и всех, упомянутых Бурлюком, принято называть "постимпрессионистами". Работы с выставки продавались, во всяком случае, холст Каменского "Березы" был, по свидетельству его самого, продан. "Стал заниматься живописью и узнал, что Кульбин организовывает выставку картин (на Морской) "Импрессионисты”. Я понёс на жюри свою вещь ”Берёзы” (масло, пуантелизм) и счастье мне разом повалило. Картину повесили, оценили ярко, и на вернисаже она продалась”. (Каменский В. В. Его–Моя биография Великого Футуриста. М., 1918. С. 96, 99–100). Среди прочих, по свидетельству Михаила Матюшина, в выставке принимала участие Ольга Розанова: "В 1909-1910 мы присоединились к группе Кульбина и выступили на устроенных им выставках "Импрессионисты" и "Треугольник". Я выступил на выставке с этюдами пейзажей, написанных в Сагамилье и на Кавказе, между другими был "Тополь с красной верхушкой". А.Бенуа, проходя по выставке, указал на эту картину Кульбину и сказал: "Вот это фиолетовый импрессионизм". На выставке участвовали: Гуро, Бурлюки, Розанова, Бальер и др." (М.И.Матюшин. Моя жизнь. // М.И.Матюшин. Творческий путь художника - Музей органической культуры. Коломна. 2011. С. 77). Других свидетельств участия Розановой в этой выставке не имеется. Но достоверно известно, что в "Импрессионистах" одной работой был представлен Алексей Крученых, уроженец Херсона, недавний выпускник Одесского художественного училища, знакомый Давида Бурлюка по Крыму. Работа Крученых не идентифицирована; о том, какой она была, можно догадываться по названиям восьми его работ, представленных к участию в 28-й периодической выставке картин Московского общества любителей художеств, также проходившей весной 1909 (”На кладбище". ”На даче”. ”Солнечный день", три ”Портрета” и два ”Лета”; в каталог включен один ”Портрет”). С этих пор Крученых плотно сотрудничает с Бурлюком, Кульбиным, Матюшиным, Гуро, Каменским. Основная литература: Харджиев Н. К истории русского авангарда. Stockholm, 1976 Отзывы в прессе Речь. 05/03/1909 На днях на Морской (угол Вознесенского) открывается выставка картин, устраиваемая доктором Н.И.Кульбиным. Название выставки «Треугольник». Из художников-импрессионистов следует отметить: Бр. Бурлюков, Кульбина, Спандикова, Калмакова («Саломея»), Шмидт-Рыжову, Школьника, Быстренина и др. На выставке предполагается дать ряд музыкальных иллюстраций к картинам, что явится большой новостью для зрителей. |