| ||||||||||||||||||
1906. Журнал "Золотое руно" В январе 1906, на самом пике первой русской революции, в Москве вышел первый номер беспрецедентно роскошного журнала "Золотое руно". Его редактором-издателем был Николай Рябушинский, один из 13 детей известного миллионера. Николай Рябушинский Его брат Павел в то же время стал одним из лидеров "Партии мирного обновления" - мутной организации, внесшей существенный вклад в раскол либерального сектора революционного движения. Издававшаяся Павлом Рябушинским газета "Утро России" призывала к прекращению вооруженной борьбы и с неподражаемым сарказмом писала о Столыпине, разогнавшем 1-ю Думу и введшем военно-полевые суды. В апреле 1907 "Утро России" было закрыто властями, а издатель выслан из Москвы. 1906. Эмблема "Золотого руна" работы Феофилактова
Первые полгода журнал выходил на русском и французском и распространялся в 11 городах России и в Париже. Редакция и контора располагались на Новинском бульваре. Б.А. Садовской вспоминает: "Дело было задумано широко. Под редакцию наняли особняк на Новинском бульваре <…> В день выхода первого роскошного номера рассыльный, принесший его издателю, получил сто рублей на чай. По четвергам на вечерних приемах сотрудникам предлагались шампанское, красное и белое вино, ликеры, сигары, фрукты, чай и лакомства. <…> Раз был я у Рябушинского в его номере в гостинице "Метрополь". На камине в солнечной приемной красовалась большая фотография рослого хозяина с черепом в руках; на мощное плечо к нему грациозно склонялась воздушная красавица в белом платье" (цит. по: Садовской Борис. Записки (1881-1916) / Публ. С.В. Шумихина // Российский архив. М., 1991. [Т.] I. С. 154.) Первым руководителем литературного отдела редакции был Соколов-Кречетов, редактор журнала "Искусство".
Журнал "Весы", претендовавший на звание Первого русского художественного журнала (главред В.Брюсов), отозвался на выход первого номера "Золотого руна" саркастически. Рассуждения в духе «красота в искусстве, а искусство вечно» показались «Весам» чопорными, бесполезными в своей очевидности. Автор фельетона, «товарищ Герман» (З.Гиппиус), намекал на низкий культурный уровень автора манифеста. Журнал даже придумал образ «Руна»: роскошную даму Сундулею Вахрамиевну, которая может долго и тонко говорить о Ницше, «но может и такое сказать, что всем страшно станет и платочком утереться, как не нужно». «Весы» издевались над французским вариантом журнала: «Очевидно, французам тоже пришло время узнать, что без красоты жить нельзя и что она вечна». Александр Бенуа, встретившийся с Рябушинским в Париже в начале 1906, пишет своему другу К.А.Сомову: "Ну, брат, хорош Ваш Рябушинский. Говорю Ваш, ибо Бакст ликовал замене Грабаря этим фруктом <…> Костя! благородный Костя, бессребреник! Что тебя прельстило? Что тебе посвятят номер? Так ли уж это приятно. Да и не ушло бы - ах! Для меня весь этот инцидент загадка, тайна. Неужели же для этого мы ломали старое, громили рутину, вооружились, как архангелы, чтобы в конце концов настало царство гг. Рябушинских, Сапуновых, Рерихов. Стоило того! Да ведь это форменное водворение мерзости запустения в месте святом! Впрочем, вот вылился - и полегчало. Ну и на здоровье. Пусть Рябушинский, пусть настанет царство русского московского хамства. Туда и дорога, значит нам всем грош цена, что стоило приехать золотому тельцу, чтобы мы все побросали и пошли ему кадить. И ведь все. Самое лучшее! <…> Ты меня спросишь, что же делать? Мне кажется: ничего. Да здравствует оппортунизм. Валяй. Будем сотрудничать в "Золотом говне". Будем плясать вокруг золотого тельца. Будем выставлять в Париже, в борделе Рябушинского - все это в порядке вещей. Но только чур! Чтобы больше фраз о благородстве я не слыхал!" (цит. по: Константин Андреевич Сомов. Мир художника: Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979. С.450-451). |