Родительская семья Ольги Розановой

Ольга Розанова родилась 21 июня 1886 года в городе Меленки Владимирской губерии в семье уездного пристава Владимира Яковлевича Розанова. Она была младшим из четырех детей, кроме нее в семье были также старшая сестра Алевтина, брат Анатолий и сестра Анна.

Отец Ольги, Владимир Яковлевич Розанов, родился в 1852 году в Переславском уезде Владимирской губернии. О его родителях пока известно только то, что высоких званий они, скорее всего, не имели, но были каким-то образом причастны к церковной жизни: в 18 лет Розанов окончил Владимирскую духовную семинарию, где обучались дети служителей церкви, начиная от псаломщиков и звонарей. Кто был его отцом, пока не известно.

Так или иначе, но отец Ольги, Владимир Яковлевич Розанов, прошел весь путь служилого человека к получению дворянства и умер коллежским советником (это VI класс табели о рангах), что позволило ему получить личное дворянство. Добивался он входа в высшее общество, как и тысячи тогдашних россиян, через усиленное образование и исполнение «непопулярных» служб.

Начинал Владимир Яковлевич мелким служащим в канцелярии Владимирского губернатора (1870). Через год вышел в отставку и отправился повышать образование в Ярославский Демидовский юридический лицей, приравненный к высшему учебному заведению.

Розанов учился в Демидовском лицее в 1871-75. На одном курсе с ним учились еще десять (из 63) студентов из Владимирской губернии, а всего на годы его обучения здесь пришлось 23 владимирца. Столько владимирских студентов в Ярославле больше никогда не было.

Четыре года студенчества Владимира Яковлевича пришлись на время преобразований самого Демидовского лицея в рамках судебной реформы 1864. В 1868-74 вновь учрежденное учебное заведение жило по Временному, достаточно либеральному, уставу, подобному университетским пореформенным уставам 1863 года. Директору М.Н.Капустину, выпускнику Московского университета, будущему лектору Николая II, было всего 40 лет; весь профессорский состав лицея был еще моложе. Капустин читал энциклопедию права, Н.Л.Дювернуа - римское право, Н.К.Нелидов - общегосударственное право, М.Ф.Владимирский-Буданов - историю русского права (его учебник переиздается до сих пор, http://dugward.ru/library/gosipravo/vladimirskiy-budanov.html). На 13 кафедрах лицея в эти годы читались такие продвинутые курсы, как статистика (Н.Н.Ворошилов) и философия права Самый молодой профессор — 25-летний П.Л.Карасевич - ввел практику свободных встреч профессоров с группами студентов — прототип университетских «семинаров». Большинство первых профессоров обучались в Европе. Кроме того, при Лицее учились шесть профессорских стипендиатов, которые должны были занять кафедры в дальнейшем, среди них шесть кандидатов Московского университета — И.Ф.Ковалев, М.В.Духовский, А.А.Борзенко, П.Е.Астафьев, И.В.Свиридов, Н.А.Миловидов. При лицее было учреждено попечительское общество для недостаточных студентов. Для них же был открыт пансион. Большинство учащихся было освобождено от платы за обучение. Набор студентов имел внесословный характер, тут было много студентов, происходящих из духовного звания. При этом в лицее вообще не было кафедры богословия. Ярославский историк Светлана Иерусалимская подсчитала, что жизнь студентов в Ярославле и обучение в Демидовском университете обходилось в среднем в 1,5-2 раза дешевле, чем в Московском университете А историк С.П. Покровский, выпустивший в 1915 году книгу по истории Демидовского лицея, добавляет, что особенно важно было это для детей рядового духовенства

Однако, к моменту принятия постоянного устава лицея (1875), порядки тут, вместе с порядками во всей Империи, существенно посуровели. Причем произошло это еще при Царе-Освободителе Александре II. Административная автономия была полностью упразднена. На все существенные должности, ранее выборные, теперь назначал непосредственно министр Толстой. В учебном процессе обнаружился заметный патриотический, и даже националистический, крен — сформирована и заняла привелигированное место кафедра богословия; особо муссировалось и претендовало на собственную кафедру «славянское право». Статистику и философию права отменили. Пансионат для бедных закрыт. Студентов из других губерний в лицее стало существенно меньше.

И короткий «либеральный» период (1870-71), и постепенный сдвиг вправо (1872-75) пришелся на годы учебы в лицее Владимира Розанова и, очевидно, все это произвело на юношу противоречивое впечатление.

Интересно, что отец Розановой учился на одном курсе с Александром Николаевичем Виноградовым, в монашестве Алексий (1845—1919) — исследователем церковной архитектуры и живописи, китаистом и художником.

В 1875 будущий отец Ольги вернулся во Владимир и попытался делать карьеру тут. Отметим, что Розанов был единственные студентом Демидовского лицея, который был направлен на службу во Владимир.

Тут он опять служил в губернской канцелярии (младшим помощником правителя), через год перешел во Владимирский окружной суд (мелким служащим), через полгода опять вернулся в губернаторское правление, стал губернским секретарем.

В этой должности он и женился (в 1876, в 24 года) на Елизавете Васильевне Орловой, девице пятью годами моложе его (т.е. родившейся в 1857).

Кем были родители Елизаветы Орловой, тоже пока не известно. В меленковских переписных листах за 1897 указано, что Елизавета Розанова относилась к «чиновному сословию». Дворянкой не была. Родилась в Покровском уезде Владимирской губернии.

Но доверять переписным листам безоглядно не стоит. В них же написано, что грамоте Елизавета Орлова обучалась в «частном пансионате». При этом в научной литературе широко распространено мнение о том, что образование она получила во Владимирском женском епархиальном училище, а отец ее был «священником».

Действительно, в ведомостях епархиального училища, хранящихся во Владимирском областном архиве, фигурирует обучавшаяся тут в 1870-75 Елизавета Орлова.

Училась девица Елизавета Васильевна Орлова в Епархиальном училище нехотя — была в буквальном смысле самой неуспевающей ученицей в классе. По оценкам инспектора классов Михаила Хераскова, набирала по 16-19 баллов по общей успеваемости против 28-30 баллов, которые набирала лучшая ученица класса Анна Добротворенная. Интересно, что в одной компании с двоечницей Лизаветой Орловой на первом году обучения была и Анна Хераскова, возможно, родственница самого инспектора.

Но будем помнить, что Владимирское женское епархиальное училище основал легендарный неистовый архиепископ Феогност, разработавший собственную систему воспитания, включающую, среди прочего, и воспитание души с помощью тяжелого физического труда.

Как известно из писем Ольги Розановой, жила Елизавета Орлова в «доме Орловой» на Борисоглебской улице, 11 (ныне — Музейная, 10). Этот дом сохранился, но идентифицирован как "дом Орловой" только в феврале 2017 сотрудником ГАВО Алексеем Арескиным. Розановские биографические реконструкции, связанные с этим домом, только начались.

В апреле 1877 у 25-летнего Владимира и 20-летней Елизаветы родился первый ребенок, дочь Алевтина. Через полгода отец был назначен на должность старшего помощника правителя губернаторской канцелярии.

Но уже через полтора года, в начале 1879, молодая семья отправилась в глушь, где карьеру делать легче - Владимир Яковлевич стал помощником Судогодского исправника.

Судогда, располагающаяся в 40 км на юго-восток от губернского центра, на крупном почтовом тракте Владимир-Муром, в то время вступала в пору активных преобразований - тут уже строилась крупная льнопрядильная фабрика (начала работу в 1879). Но пока центром поселения все еще была уездная тюрьма, самое крупное городское строение, составлявшее архитектурный аккорд вместе с тюремной церковью Александра Невского, известной тогда своей большой библиотекой и образовательной программой для неграмотных заключенных.

В Судогде Владимир Яковлевич пустился в карьерный рост. Уже в октябре 1879 он получил чин коллежского секретаря, а 16 мая 1880 Государь Император его «утвердить соизволил в звании Директора Судогодского тюремного отделения».

Правда, провел Владимир Яковлевич на этой должности всего полгода. В октябре 1880 он стал помощником судогодского уездного исправника, а 8 апреля 1881 в семье Розановых родился второй ребенок — сын Анатолий. Когда он вырастет — пойдет по стопам отца, станет юристом. Анатолий сохранит часть архива сестры, который приобрел в 2002 российско-украинский коллекционер Константин Григоришин.

А.Б.

1