| ||||||||||||||||||
Ольга Розанова. Пожар в городе. 1914 Выставки Трамвай «В», 1915, Петроград, №63 (Пожар в городе) Бубновый валет, 1916, Москва, №266 (Пожар в городе) До востребования. Авангард из провинциальных музеев. 2016, Еврейский музей, Москва. Литература Екатерина Бобринская. "Красота и необходимость насилия". Мифопоэтика раннего футуризма // Искусствознание. 2015 №01-02, с.204 Андрей Сарабьянов. "Пожар в городе" Ольги Розановой. //Розановский сборник №1, г.Владимир, 2016 Андрей Сарабьянов. До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев. Каталог выставки в Еврейском музее и центре толерантности, Москва, 2016. с. 79 Музейное бытование Картина была передана в Елецкий музей 12 августа 1919. Как свидетельствует акт передачи, сохранившийся в РГАЛИ, Елец стал первым местом назначения в программе по снабжению провинции произведениями нового искусства из еще официально не учрежденного Музейного бюро Наркомпроса. В город отправились 22 произведения: Малевич, Кандинский, Розанова, Клюн, Рождественский, Синезубов. Но уже через две недели - 31 августа 1919 - в Елец вторглись казацкие банды генерала Мамонтова. До 7 сентября в городе длился еврейский погром. Среди прочего был разграблен и музей. В 1922 музей восстановлен, однако, атрибуция оставшихся нетронутыми некоторых картин из коллекции нового искусства не производилась. Они были перемещены в запасники музея и в экспозициях не использовались. В 2011 ведущий российский эксперт по русскому авангарду Андрей Сарабьянов, готовя московскую выставку авангарда из провинциальных музеев, побывал в Ельце, где и обнаружил четыре сохранившихся работы - картину «Бильярд» Василия Рождественского, «В питейном заведении» Николая Синезубова и две неатрибутированные картины. Ими, как установил Андрей Сарабьянов, оказались «Пожар» Ольги Розановой и «Беспредметная композиция» Ивана Клюна. Обе атрибутированые им работы стали сенсацией выставки "До востребования. Авангард из провинциальных музеев", которая прошла весной 2016 в Еврейском музее (куратор - А.Сарабьянов). Работа также вошла в каталог этой выставки. Сюжет с находкой и атрибуцией этой розановской работе Андрей Сарабьянов изложил на первой Розановской конференции в г. Владимире в феврале 2016. Его статья на эту тему опубликована в 2017 в Розановском сборнике. Комментарии специалистов Екатерина Бобринская Пожар — один из устойчивых образов катастрофического обновления мира. Этот образ неоднократно возникает в программных текстах Маринетти, говорящего о необходимости очистительного пожарища. Картина Ольги Розановой «Пожар в городе» (1914) также связана с мифологемой обновления через катастрофу. Однако в ее интерпре- тации есть существенный нюанс. Сквозь пожарище и разрушение, то есть сквозь красочный слой, на картине местами проступает золотой фон. «Разрушительный жест», мчащийся поезд и горящие здания, иными словами, весь антураж современности оказывается наложен на вечный, вневременной, условно говоря — «иконный», пласт, про- ступающий сквозь пожарище. В какой-то мере эта картина Розановой представляет формулу модернистского насилия и спасения, создан- ную русскими будущниками. |