Декабрь 1914 - январь 1915. Выставка "Художницы - жертвам войны"

Е. И. Зайднер. Афиша выставки

26 декабря 1914 - 30 января 1915, Москва, Леонтьевский переулок.

Кроме прочих, в выставке приняли участие Малевич, Машков и Розанова.

Малевич - Матюшину, 28 ноября 1914: "Я с нетерпеньем жду аказанных подрамников, чтобы начать свой феврализм. И если Вы желаете принять участие на выставке художниц, то пришлите небольшие скульптуры, штуки 3-4. Прием картин у них уже закончен". (Матюшин работ не прислал)

Термин "феврализм" был выдвинт Малевичем в качестве напоминание о своем выступлении на диспуте "Бубнового валета" 19 февраля 1914, где он декларировал отказ от разума в искусстве.

На выставке Малевич представил пять картин: "То, чего не постигает разум", "То, что разум постигает", "Крестьянка в ведрами", "Лакей с самоваром", "Авиатор".

Казимир Малевич. «Авиатор». 1914 . Холст, масло. 125 x 65 см. ГТГ, Москва

Малевич Казимир «Лакей с самоваром». 1913 Холст, масло 72х52 Была в частном собрании (похищена)

Казимир Малевич. «Крестьянка с ведрами». 1912. Холст, масло 80,3 х 80,3. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Пресса никак не реагировала на работы Малевича и даже не упоминала о них.

По свидетельству самого Малевича, после открытия выставки у его работ "стали собираться и во главе с газетными борзыми громко критиковали и сим произвели на дам нехорошее впечатление, и председательница сказала мне, что уже в будущем все будет проходить через ее призму".

Розанова представила на выставке первые свои образцы прикладного искусства.

Литература:

Андрей Крусанов. Русский авангард, т.1, кн. 2, с.498

1