1920. Первая выставка Уновиса

Сведения о первых выставках Уновиса в Витебске отрывочны и не точны. В изданиях витебской организации супрематистов, местной периодической печати и архивных документах о них нет полной информации.

Первой экспозицией Уновиса, по версии А. С. Шатских, была выставка работ кубистической мастерской в первой половине 1920 года (1). Никакими сведениями это не подтверждено. В периодических изданиях Витебска информации об этом событии не выявлено. По предположению Т. В. Горячевой под именем «Уновис» ученики Малевича впервые выступили на 2-ой отчетной выставке художественного училища (2).

Выставка состоялась во второй половине февраля 1920 г. в здании Витебского народного художественного училища. Каталог экспозиции не издавался, и поэтому об участниках отчасти можно судить по отзыву об открытии в губернской газете «Витебские известия» (1920, №36, 17 февраля: 2). В отзыве названы фамилии учащихся художественного училища, которые впоследствии были членами Уновиса: О. Бернштейн, М. Векслер, А. Волхонский, Л. Зевин, И. Зельдин, Л. Хидекель, М. Цейтлин, Л. Циперсон, И. Чашник, Л. Юдин. Специально однако не сказано об экспонировании отдельного раздела группы Уновис.

Есть, однако, сомнение в том, что отчетную выставку можно считать первой экспозицией группы. Группа супрематистов уже первоначально возникла как объединение педагогов и учащихся Витебского училища, 2-я отчетная выставка по замыслу устроителей, как и 1-я отчетная выставка, состоявшаяся летом 1919 г., была экспозицией ученической.

Первая половина 1920 г. была временем консолидации витебских супрематистов, первоначально в стенах художественного училища, где педагогические методы Малевича постепенно получили всеобщую поддержку. Критике со стороны авангардистов подверглась деятельность мастерской реалистического искусства, которой руководил Ю. М. Пэн. Не смог противопоставить четких принципов методе Малевича и директор училища М. З. Шагал. Учащиеся его мастерской, по выражению одного из участников событий, были «разагитированы» (3). В результате училище сделалось одной большой мастерской супрематистов.

Начало всему этому было положено в январе-феврале 1920 г., когда созданная группа организовала постановки супрематической оперы «Победа над Солнцем», супрематического балета. Обе постановки приурочены к общественной акции — «неделе фронта» и прошли 6 февраля 1920 г. Тогда есть необходимость искать проведение выставки Уновиса. Она должна была показать потенциальную возможность группе супрематистов выйти впервые на российскую арену в связи с проведением в июне 1920 г. 1-й Всероссийской конференции учащих и учащихся искусству в Москве. Делегация Витебских мастерских, фактически говоря, делегация победившего в стенах училища Уновиса, повезла в Москву выставку работ, имевшую большой резонанс среди других делегаций и групп.

Однако в статье-хронике «Примечания к движению Уновиса», составленной И. Т. Гаврисом для издания «Альманах Уновис №1», специально выпущенного в мае 1920 г. к Всероссийской конференции, нет ни слова о проведенной первой выставке Уновиса. Событие это заслуживало особого внимания, ведь отражена в хронике подготовка супрематистов к московской выставке: «С 5 мая работа по подготовке к конференции Свободных Госуд [арственных] Худ [ожественных] Мастерских в Москве и сопряженного с этим устройства выставки творчества «Уновиса».

В хронике Гавриса события с 17 января до 25 мая 1920 г. Можно высказать предположение о том, что первой выставкой Уновиса К. С. Малевич считал именно московскую экспозицию, которая составляла раздел общей выставки работ художественных мастерских, проведенной в июня 1920 г. в Москве в связи со Всероссийской конференцией. Она демонстрировала успехи Витебских мастерских, практически способствовала распространению супрематизма в провинциальных художественных мастерских и формированию местных отделений Уновиса, если не считать Смоленска, в который Малевич и его сподвижники добрались раньше, в апреле 1920 г.

Возможно, экспозиция Уновиса была организована также на витебской выставке «Революция и искусство». Выставка содержала разделы литературы и изобразительного искусства и была приурочена к очередной годовщине революции. Заведующей ее художественной частью была В. М. Ермолаева, к тому времени заменившая М. З. Шагала на посту руководителя Витебских художественных мастерских. Выставка была открыта 9 ноября 1920 г. в городском клубе имени Хайкина, каталог ее не известен, в газетной заметке развернутой рецензии нет (4).

О последствиях этой выставки, как о ней самой, судить трудно. Нужно сказать лишь о том, что именно с поздней осени 1920 г. начинает формироваться идея Всероссийского Уновиса. События лета 1920 г., переписка с мастерскими в Перми, Оренбурге, Москве убеждает Малевича, что его идеи подхвачены и что есть основания предпринимать усилия к распространению витебского опыта мастерской супрематистов, разработанных художником программ и художественно-педагогических идей во всероссийском масштабе. Переписка этого времени убеждает, что глава витебского Уновиса пытается приобрести сторонников в московском Вхутемасе и убедить негативно настроенное руководство отдела изобразительных искусств Наркомата просвещения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Shatskikh, A. (2007). Vitebsk. The Life of Art. New Haven-London: Yale University Press. с. 143

2. Горячева, Т. В. (2003). «Директория новаторов»: Уновис - группа, идеология, альманах. Уновис № 1. Витебск 1920. Факсимильное издание. Москва: Сканрус. с.13

3. Гаўрыс, І. (1928). Вобразнае мастацтва ў г. Віцебску (Пачатак і канец першага 10-цігодзьдзя Кастрычнікавай Рэволюцыі). Віцебшчына: неперыяд. орган Віцеб. акруговага т-ва краязнаўства / пад кіраўн. і рэд. М.І. Каспяровіча. Т.2. (168-173). Віцебск: акруговае таварыства краязнаўства. с. 168

4. Государственный архив Витебской области, ф.837 ф. (Витебское народное художественное училище), 1 оп., 59 д., лл. 63, 87, 111 об.

Публикуется по: Александр Лисов. Выставки художественной группы УНОВИС в Витебске (1920-1922)// I STARPTAUTISKĀ ZINĀTNISKI PRAKTISKĀ KONFERENCE „MĀKSLA UN MŪZIKA KULTŪRAS DISKURSĀ” , с. 188-194

1