| ||||||||||||||||||
1916-1917. Розанова-Крученых. "Сарыкамышский период" В 1915/1916 Крученых перебрался из Баталпашинской в Сарыкамыш (в тот момент - армянский город в составе Российской империи; с 1921 - Турция). До начала 1918 он находился там на военной службе в должности чертежника Управления Эрзерумской военной железной дороги. Это был один из важных военных узлов Первой мировой. В 1914 под Сарыкамышем разворачивалась одна из самых известных кампаний Первой мировой войны. Сегодня там устроен горнолыжный курорт Этот период жизни Крученых изучен плохо. Достоверно не известно, когда именно он прибыл в Сарыкамыш. Разные источники относят это событие к датам от сентября 1915 до марта 1916. Так, в 2002 коллекционер и исследователь Александр Парнис предоставил для публикации в книге "Лефанта Чиол" письмо Ольги Розановой, находящейся во Владимире, к Алексею Крученых, находящемуся в Сарыкамыше, датировав его сентябрем 1915 (1). Но в том же издании сообщается, что 25 ноября 1915 Крученых был еще в Баталпашинске, где в зале Общественного собрания прочел лекцию "Красота грядущего дня: идеал женской красоты. Женщина и машина" (2). Допустить, что Крученых съездил в Баталпашинск из Сарыкамыша ради чтения лекции о женской красоте, трудно: расстояние между городами (по прямой) составляет 435 км. С.Красицкий, составитель книги художественных текстов Крученых, во вступительной статье к ней пишет, что в Сарыкамыш поэт прибыл в марте 1916 (3). Ссылки на источники этих сведений в обоих книгах отсутствуют. Дата окончания Сарыкамышской службы Крученых также установлена не точно, определяется "началом 1918". Розанова В период пребывания Крученых в Сарыкамыше в Петрограде проходит "Последняя футуристическая выставка 0,10", в которой участвует и Розанова не только с картинами, но и с ассамбляжами (по разным источникам - двумя или четырьмя). Два ее ассамбляжа републикует журнал "Огонек"; такой популярной чести удостаивались считанные по пальцам одной руки "новые" художники. Розанову "Огонек публиковал уже второй раз. Ассамбляжи Роановой на выставке 0,10 - "Чертова панель" ("Велосипед") и "Автомобль" Розанова весьма откровенно описывает Крученых обстоятельства, в которых готовилась эта судьбоносная выставка. Ее особое возмущение вызывает самодурство куратора и спонсора выставки - "гадины" Оксаны Богуславской, а особое сочувствие - положение Малевича, который "у них как лакей". Она также жестко отзывается о симпатизирующих "супрематистам" художественных критиках ("дурак" Ростиславов). Розанова оскорблена тем, как манипулируют ее собственными работами в пространстве выставки, и тем, что ее более ранние опыты, сходные с супрематическими, не получили признания. В дальнейшем Розанова выражает крайне скептическое отношение к попыткам соорганизации "группы супрематистов". С брезгливостью пишет о "льстивом и тревожном" Клюне, хлопочущем о новой организации. Злорадно-приветственно сообщает Крученых о том, что конкурирующая группа Бруни и Татлина уже соорганизовалась; посещает, вместе со всеми, заседание на квартире Бруни. Но все-таки увлеченно работает над статьей "Кубизм. Футуризм. Супрематизм" для будущего журнала "Супремус" и охотно вступает в общество "Бубновый валет", власть над которым берут супрематисты. Малевич для нее во внешнем мире - персона номер один. В этот же период Розанова, под влиянием Крученых, постоянно пишет стихи, собственно, ему и посвященные - "реальные" и "беспредметные". "Пишу с удовольствием, даже больше того, но очень возбуждаюсь от этого и плохо сплю, тем более, что целый день или картины пишу, или клею. Крученых ее стихи в письмах консультирует и правит, планирует вывести "нового поэта" на столичные литературные сцены под псевдонимом (она останавливается на псевдониме "Васильев"), советуется об этом с Андреем Шемшуриным *. Андрей Акимович Шемшурин - московский палеограф, искусствовед, литературовед и меценат, член Императорского Археологического общества, почетный член-корреспондент Румянцевского музея, основатель Общества истории и древностей. Он очень интересовался футуризмом, который возводил к древнерусской литературе. Крученых он полагал в этом деле фигурой программной. «Если Д.Бурлюка считают отцом российского футуризма, то Крученых должен считаться его матерью. Крученых — настоящий футурист… Хлебников и Крученых — вот два футуриста, державшие на своих раменах небосвод российского футуризма», - писал он позже. Среди стихов Розановой этого периода - признанный шедевр "заумной" любовной лирики: Именно это стихотворение "нового поэта" Крученых переписал для Шемшурина в письме от 16 июля 1916. Позже, 12 июля 1917, Крученых на примере этого стихотворения пояснял Шемшурину суть зауми: человек не хочет быть связанным словом "люблю" и заменяет его - "это и будет лефанте чиол или раз фаз газ… хо-бо-ро мо-чо-ро = и мрачность, и нуль, и новое искусство!". Крученых назвал эту строку афоризмом футуристов включил в свою пьесу "Глы-глы". Среди ее "реальных" стихов также есть выдающиеся любовные тексты-сновидения: Что я такое забыла Розанова с Крученых находятся в непрерывной откровенной, исследовательской и деятельной переписке. По переписке же создают альбом коллажей "Вселенская война", считающийся пиком их совместного творчества. Одновременно бедствующая Розанова работает, ради денег и опыта, в цинкографии Н.Н.Бутковской, приятельницы Н.Кульбина (там в 1910 печатался сборник "Студия импрессионистов"). Она жалуется Крученых: "Эта служба буквально отрава. Воздух - что-то убийственное. И грязь, грязь. Отвращение…"4. Крученых передает эти слова Шемшурину (одному из немногих своих знакомых, которого можно попросить об услуге, требующей денежных затрат), в надежде на художественный заказ для Розановой: "Сам я, к сожалению, заброшенный на дикий Кавказ войной, совершенно бессилен что-либо предпринять. Тайно от О.В. пишу обо всем этом Вам…" (5). Шемшурин сразу же посылает Розановой 70 рублей. 4-я выставка "Бубнового валета" В начале осени 1916 Розанова уходит из цинкографии Бутковской и начинает готовиться к 4-й выставке "Бубнового валета". Основатели общества, Машков и Кончаловский, к этому времени вышли из его состава. Главной персоной "Бубнового валета" стал Малевич. Это период самого бурного его общения по переписке с Крученых. Розанова на их сложные идеи реагирует критически - сохранилось ее стихотворение, записанное на пригласительном билете на выставку БВ, обращенное, видимо, к "темному" в речах Малевичу.: *** Мы плохие архитекторы Интересно, что она пишет о своем круге как об "архитекторах" - возможно, протоконструктивистские идеи бродят среди них уже тогда. "Преображенный колорит" Розановой Ранней весной 1917 Розанова возвращается во Владимир и начинает, по заказу Шемшурина, работать над "преображенным колоритом". Позже это направление, изобретенное Розановой, будет названо "цветописью". Через год она создаст в цветописи самую известную свою картину "Зеленая полоса". Эротические сарказмы Крученых и Зданевича 1917 год Крученых проводит между Сарыкамышем и Тифлисом. В это время он выпускает шесть самописных книжек "на правах рукописи" - в технике "под копирку", без картинок, только с "летающими буквами". В первой же - под провокационным названием "Голубые яйца" - помещает эротическое посвящение Розановой: В двух других - "Балос" и Нестрочье" - приводит стихи Розановой. Заумные штудии. Из писем Крученых Шемшурину ясно, что сам он в этом время занят в первую очередь подведением под "заумь" теоретической базы - фрейдистской, в широком смысле, смыкаясь в поисках с Юнгом, о котором не знал, а то и с Броделем, который еще школу не закончил. Коротко говоря, Крученых действует на передовой линии гуманитарных наук, во много опережая европейских коллег. Его интересует прежде всего глубинное коллективное бессознательное, задающее базовую структуру языка и являющееся фундаментом исторических процессов. В письме от 12 марта 1916 он просит Шемшурина найти для него и прислать труд Д.Коновалова "Религиозный экстаз в русском сектантстве"11 (Москва, 1928). В другом (недатированном) письме сообщает: «Читаю “Автоэротизм" профессора Элиса, много случаев цитат для “Тайных пороков”. Труд научный. Не знаю очень ли серьезный» 6. В третьем просит прислать книгу проф. Погодина "Язык как творчество", в которой, как он слышал, есть о зауми 8. В других письмах просит прислать стихи Ф .Вийона, "Флейту-позвоночник" В.Маяковского, роман Р.Ивнева "Несчастный ангел". У Розановой просит прислать на время какую-то конкретную редкую книгу Бальзака и что-то из Емельяного-Коханского, модного "фрейдистского" автора к. 1890-х-н.1900. Шемшурин присылает ему из Москвы новинки - "Простое как мычание" В.Маяковского, стихи Г.Золотухина, К.Большакова, С.Боброва, Божидара, одесский альманах "Чудо в пустыне". Но все это Крученых не задевает. На книгу Маяковского реагирует раздраженно: "Этот павлин окончательно облинял". Зато его возбуждают небольшие находки у классиков: «У Л.Н.Толстого масса зачатков футуризма (сдвиг смысла) особенно в письмах, где он был особенно “собой”, см. с. 73, VII т. изд. Вольфа соч. Мережковского о Л.Толстом. 2 фразы Л.Толстого о Тургеневе чисто футуристические, там же фраза “чем смешнее, тем страшнее» (Мережковский о современности). Это подходит к футур!?" 7. Эту линию поисков, кстати, обозначил в теории футуризма сам Шемшурин: в 1913 он издал книгу «Футуризм в стихах В.Брюсова», к 1918 закончил рукопись «Футуристы в рукописях XIV, XV и XVI веков» (не опубликовано). Зданевич 27 ноября 1916 Крученых отправляется в первую командировку в Тифлис. В декабре он собирается провести отпуск в Петрограде-Москве. Но проводит его в Тифлисе. В марте он опять там. В Тифлисе живет "ослинохвостовец" Илья Зданевич, молодой друг и первый биограф Ларионова и Гончаровой, большой мастер смешных и дерзких художественных провокаций. В марте Крученых сообщает Шемшурину: «В Тифлисе с И. Зданевичем издаем книгу самописьма - открытку коих еще не было в футур » 9. К этому же письму приложены стихи: "Голубое яйцо", "Тифлис", "Малохольный", "Ячник", а также листок с перечнем своих книг, которые готовятся к печати: "Последние пути искусства", "Эмоциональная окраска слова" 10. Приписка: «Сие секрет для публики. Думал печатать в сборнике со Зданевичем, но он застыл как пуп покойника» 11. По перечню произведений можно догадаться, что коллеги работают над проблемами сексуальности. "Азеф-Иуда-Хлебников" В этом же письме говорится о работе над статьей "Азеф-Иуда-Хлебников" 12, в которой Крученых, якобы, критикует Хлебникова за отступления от «истинного» футуризма, но на самом деле, якобы, продвигает и футуризм, и Хлебникова. В марте 1916 статья была готова. Он отправил ее Малевичу, для журнала "Супремус" (Розанова стала в журнале секретарем). Но полностью подготовленный "Супремус" не вышел (Малевич объясняет: "Мои типографы, с которыми я вошел в соглашение в материальном смысле, взяты, что и подорвало мое желание издать на свой страх"; вскоре в армию призвали и его самого). 14 февраля 1918 Крученых прочел эту статью на одном из заседаний в "Фантастическом кабачке" в Тифлисе. Потом она была напечатана с сокращениями в газете «41 градус», и, наконец, издана в книге Крученых "Миллиорк"13. Хлебников узнал обо всем этом в 1921 и написал свое знаменитое стихотворение "Крученых": Лондонский маленький призрак, В этой статье, как и в стихах того периода, Крученых испытывает заумью на прочность идеи Фрейда. Малевич Крученых в этот период активно переписывается с К.С.Малевичем 14. В июне 1916 Малевич сообщает Матюшину: "Крученых очень часто пишет из Сарыкамыша. Все, парень готовится после войны завернуть «верчу». Дай бог, я буду очень рад за него. Я тоже посылаю ему (Крученых), как он называет, «ветрописи». Пишу ему новые свои задачи и мысли о слове, о композиции словесных масс (до сих пор компоновалась рифма, а не слова)". Из этого же письма Малевича можно понять, какой круг вопросов интересует обоих ведущих идеологов авангарда - оба теоретизируют параллельно в одном направлении - о соотношениях звука-буквы-слова-мысли, об освобождении "звуковых масс". Крученых в целом и во многих частностях с Малевичем согласен. 18 октября 1916 он пишет Шемшурину: «Получили Вы последнее мое письмо со вложением “Декларации слова"? Декларация очень устарела: кое-что недописано , многое переписано» 16. «Мне кажется, что я делаю сейчас изыски сверх-обычайные. Мир затрещит, а голова моя уже изрядно. Достал проф. А.Погодина. Надо еще Коновалова. Все о личном заумном языке» 15. Матюшин В письме Шемшурину от 21 сентября 1916 Крученым приводит стихотворение, посвященное Матюшину: …Обовьет дымитной одеждой Тут Матюшин заиграл рукой смычком по всем колесам отразу Земля трещит как орех с ведрышками и игрушками покоряйся! Таскай художник помои да не забудь себя на той стороне моста на зубе абир = убийца выкич Так на утро крови не выпьешь хвастался хвостом да пропал на востоке адылам аблам… В начале 1917 Кученых жалуется Шемшурину: "Вот уже полмесяца не имею ни от кого писем. Думаю, что Москва занята неприятелем". *** Розанова в 1916 из Владимира на зиму приехала не в Петроград, а в Москву, к Малевичу. Крученых проработал в Сарыкамыше до 1 февраля 1918. И уехал в Тифлис, к Зданевичу. ПРИМЕЧАНИЯ 1. А.Сарабьянов, В.Терехина. Ольга Розанова. Лефанта чиол… М., 2002, С. 261-262. 2. Там же. С. 262 3. Алексей Елисеевич Крученых. Стихотворения, поэмы, романы, опера. Сост., вст. ст. - С.Красицкий. Санкт-Петербург, Академический Проект, 2001 1. См.: Малевич К.С. Письма к М.В.Матюшину / Публ. Е.Ф.Ковтуна / / Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1974 г. П., 1976. С. 194. 2. А.А.Шемшурин (1872-1939) - писатель и литературовед, близкий к футуристам. Автор книги "Футуризм в стихах Брюсова" (М., 1913), Шемшурин первым обратил внимание на «сдвиги» в стихах Брюсова. Теория «сдвига», начиная с "Тайных пороков академиков" (1915), стала излюбленным приемом А.Крученых. 3. ОРРГБ. Ф. 339, картон 4. Ед. хр. 2. 4. Там же 5. Там же 6. Эллис X. Автоэротизм. Спб., 1911. В письме Крученых фамилия написана с ошибкой 7. На с. 73 названной Крученых книги: Мережковский Д. Л.Толстой и Достоевский. Жизнь, творчество и религия (Спб.; М., 1912) приводятся следующие высказывания Л.Толстого о И.Тургеневе: «Мнение человека, - признается Л.Толстой, - которого я не люблю, и тем более, чем более вырастаю, - мне дорого - Тургенева·»; «В отдалении, хотя это звучит довольно странно, - пишет он самому Тургеневу, - сердце мое к вам лежит, как к брату. Одним словом, я вас люблю, это несомненно·». Возможно, Крученых имеет в виду фразу на с. 74: «Я не позволю ему ничего делать мне назло, - говорит Толстой с раздувающимися ноздрями, - это вот он нарочно теперь ходит взад и вперед мимо меня и виляет своими демократическими ляжками!..·» 8. ОРРГБ. Ф. 339, картон 4. Ед. хр. 2. Письмо не датировано. Имеется в виду книга: Погодин А.Л. Язык как творчество. Харьков, 1912. 7-я глава этой книги, которая могла интересовать Крученых, называется «Роль языка в состоянии экстаза». К.Чуковский указывал на книгу А.Погодина в статье Эго-футуристы и кубо-футуристы. Он, в частности, писал: «Проф. А.Л.Погодин в своей нововышедшей книге о психологических и социальных основах творчества речи указывает, что есть такая, низшая, ступень экстатического возбуждения, когда наблюдается страсть к сочинительству новых неслыханных слов, и что эти слова у дикарских шаманов, идиотов, слабоумных, маньяков, скопцов, бегунов, прыгунов почти всегда одинаковы: отмечаются общими признаками, как и всякая заумная речь. Жаль, что при этой оказии профессор обошел футуристов». - Чуковский К. Эго-футуристы и кубо-футуристы / / Шиповник. Кн. 22. Спб., 1914. С. 122. 9. ОРРГБ. Ф. 339, картон 4. Ед. хр. 2. Вероятно, эта книга не увидела свет. 10. В списке автографических книг (гектограф), выпущенных в 1917, Крученых упоминает книгу "Голубые яйца" - см.: Крученых А. Заумный язык у: Сейфуллиной… с. 61. 11. О своей «застылости» И.Зданевич упоминает в автографе на экземпляре своей «дра» Янко круль албанскай, подаренном С.Г.Мельниковой (об этом см. ниже). «Как пуп покойника» - здесь перифраза строки из поэмы Маяковского «Облако в штанах» - «как пульс покойника» 12. ОРРГБ. Ф. 339, картон 4. Ед. хр. 2 13. Газ. «41°». 1919. № 1. 14-20 июля. Крученых пишет об этой ст. также в письме к М.В.Матюшину от 16 дек. 1916: «Почему не сообщ<аете> своего мнения о статье о Хлебникове? Очень Вам не понравилось? Жду». - Крученых А.Е. Письма к М.В.Матюшину. С. 175. Статья также была опубликована в книге Крученых «Миллиорк» (Тифлис, 1919). 14. Малевич К.С. Письма к М.В.Матюшину. С. 190. 15. ОРРГБ. Ф. 339, картон 4. Ед. хр. 2. Первая статья Крученых о «зауми» - "Новые пути слова" - была напечатана в 1913 г. в сб. "Трое". На хлыстовские глоссолалии как на источник своей «зауми» Крученых впервые указывает в сборнике "Взорваль". |