| ||||||||||||||||||
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко (ККХМ) Коллекция: Около 500 произведений. Кандинский, Малевич, Розанова, Степанова, Клюн, Гончарова, Ларионов, Филонов, Экстер , Машков, Лентулов, Рождественский, Кончаловский, Судейкин, Павел Кузнецов, Самохвалов, Адливанкиин, Медунецкий, Эндер, Юдин, Чекрыгин, Меньков, Синезубов и др. Контакты: Директор - Бондаренко Юлия Викторовна, тел.: (861) 268-58-35, e-mail: art@kxmuseum.ru 350063, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красная, 13 История коллекции: Екатеринодарская картинная галерея была основана в 1904 году любителем художеств Федором Коваленко. Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/157781?ThemeID=9 Музей занимает "Дом инженера Б.Шарданова" - памятник архитектуры конца 19 века (ул. Красная, 13) и "Екатеринодарскую контору госбанка" - памятник архитектуры рубежа 19 и 20 вв. (ул. Красная, 15). До 1917 она была единственной постоянной действующей картинной галереей во всем регионе Южной России. С 1900 галерея устраивала весенние и осенние сезоны. Среди прочего, в апреле 1912 на Весеннем фестивале искусств Кульбин показал около 50 картин нового искусства. К началу 1920-х в Кубано-Черноморской области действовали уже 8 музеев (из низ 3 в Екатеринодаре). Но коллекций нового искусства в них не было. В августе 1924 Управление по делам музеев выделило художественный отдел из Екатеринодарского краеведческого музея, создав Кубанский советский художественный музей. В этот музей сразу же перешел на работу из Истпарта (Комиссии по изучению истории РКПб) профессор Московского университета Ромуальд Казимирович Войцик, личный друг Луначарского. Скоро Кубанский совет музеев командировал Войцика в Москву «с целью просить Главмузей о предоставлении Кубанскому музею художественных произведений из Государственного Музейного фонда». В 1924 Войцик писал коллегам: «Сообщаю Вам, что дела в музее обстоят блестяще. Не буду говорить, каких трудов, усилий, всяческих уловок все это стоило. Мы упустили время, все лучшее разобрано, но все же могу не без гордости сказать, что наш музей не только обогатится, но и решительно преобразится. После почти двухнедельной борьбы с бюрократизмом, формализмом, обещаниями, удалось добиться крупных результатов… удалось установить дружеские связи с заведующим Цветковской галереей и Музеем живописной культуры. То же самое и с заведующим музейным фондом…Из музейного фонда отобрано мною и, несомненно, будет разрешено взять 40 штук фарфора (вазы, фигуры, посуда) и стекла, 7 штук икон 16-18 в., рисунков акварелью и темперой 17, картин масляных 23. Среди отобранных картин Серов, Богаевский, 2 Сарьяна, Пастернак, И. Захаров, старые портреты 18 в., чудные копии с Рафаэля, Ботичелли, Орловский, П. Соколов; из новейшей живописи Машков, Лентулов, Ларионов, КончаловскиЙ и другие». В этом же письме: «Из Цветаевской галереи 17 картин маслом, из музея живописной культуры: 12 картин футуристических знаменитостей и 17 рисунков - Гончаровой, Розановой, Экстер, М. Шагал». Юрий Солодовников называет имена контрагентов Войцика в Москве и Петрограде: "Оценив коллекцию Ф.А. Коваленко как «собрание случайных вещей», Р.К. Войцик начал свою деятельность с реорганизации музея в соответствии с принципами «научного музееведения». (…) Встречи и личные контакты с сотрудниками Главмузея Н.Е. Машковцевым и А.М. Эфрос, заведующим Цветковской Государственной Галереей А.В. Бакушинским, научным сотрудником Музея Живописной Культуры В.П. Вильямс и другими позволили (…) составить одну из лучших коллекций художественных произведений на Северном Кавказе". В это время Войцик планировал: «Мы выставим больше 160 новых вещей, установим плату в 20 и 10 коп. Публика валом будет валить на выставку, устроим лекцию о новом искусстве и еще соберем денег, и благодаря установившимся связям получим весной еще лучшие вещи». В 1925 музей стал называться Государственным кубанским музеем имени Луначарского. В 1926 нарком посетил Краснодар и написал, что «ни в одном из провинциальных музеев нет такого собрания образцов русского авангарда». С этого момента в Краснодар начинают активно «ссылать» вещи из столиц. После закрытия 7-го пролетарского музея в Москве (известная коллекция Исанджанова), а также расформирования МХК и Гинхука сюда отправлено до сотни работ левых направлений. Среди них - экспонировавшиеся в 1922 в Берлинской галерее Ван Димен, в т.ч. знаменитый «Супрематизм» Малевича. В 1929, после исключения из постоянной экспозиции Третьяковской галереи работ художников левых течений, 360 освободившихся экспонатов также поступили в Кубанский музей. Из 12 выставок, проведенных в 1924-го по 1929-й,— восемь были посвящены современному искусству, в том числе посмертная выставка Любови Поповой (Июнь 1928). Музейная экспозиция была выстроена в Краснодаре в соответствии с рекомендациями Кандинского. Экспозиция начиналась с работ импрессионистического протоавангарда — участникв творческих группироков «Треугольник», «Кольцо», «Венок-Стефанос», далее был представлен классический этап развития авангарда - «Бубновый валет», «Ослиный звост», «Мишень», «Союз молодежи», Аналитическое искусство, кубофутуристы, «Цветодинамос» (абстракционизм и супрематизм) и далее беспредметное творчество. В последних залах — левые группировки «Бытие», «Маковец», «Жар-цвет», «Крыло», «Цех живописцев», ОСТ и конструктивисты - «будетляне». В 1929 пролеткултовские деятели через краснодарскую газету "Красное знамя" начали кампанию "за пролетарский музей": «Музей должен пересмотреть свои оценки, и вместо формально-эстетических дать определения, вскрывающие любое художественное направление социологическим методом» («Красное знамя». 10. VII. 1929). В июле 1932 в Ростове-на-Дону состоялась Первая Северо-Кавказская краевая музейная конференция, нацеленная на «борьбу за социалистический музей». В 1933 Войцика арестовали и обвинили «увлечении формализмом, упаднической культурой Освальда Шпенглера». В 1936, после появления в газете «Красное знамя» статьи «Вымести формалистический сор» с требованием удалить из музейных экспозиций работы Кандинского, Малевича, Лентулова, Бурлюка», работы были перемещены в запасник. В 1942 значительная часть музейной коллекции была эвакуирована в Соликамск, в 1944 все произведения вернулись в Краснодар. Однако, коллекция авангарда в основном была оставлена в Краснодаре из-за своей «небольшой художественной ценности». Во время оккупации были утрачены работы Бурлюка. Комиссаренко, Кульбина, Королева, Лисицкого, Анненкова, Фалька, Штеренберга, Кузнецова, Моргунова. В 2001 краснодарская выставка «Классика русского авангарда» экспонировалась в Третьяковской галерее в рамках программы «Золотая карта России». Среди прочего, были показаны и обе Розановские работы. В 2018 музей обновил свою постоянную экспозицию: "Зрительный ряд эпохи пополнился произведениями Натальи Гончаровой, Александры Экстер, Константина Медунецкого, Ольги Розановой, Михаила Менькова, Ивана Гавриса" ЛИТЕРАТУРА: Отчёт о деятельности Кубанского художественного музея им. А.В. Луначарского. Краснодар. 1925 год. // Архив КХМ. Док. № 14 ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ С УЧАСТИЕМ КОЛЛЕКЦИИ АВАНГАРДА: РАБОТЫ РОЗАНОВОЙ Проблемы с атрибуцией: Комната (Интерьер). 1914-1915. Холст, масло, 77х100 Инв. Ж 268 Поступила в 1925 (?), ранее находилась в МЖК, откуда была передана в Кубанский художественный музей. Выставки: Литература: Архивы: Композиция с картами. Около 1915 Холст, масло, 62х38 Инв. Ж-273 Поступила в 1924 (?), ранее находилась в МЖК, откуда была передана в 1924 в Кубанский художественный музей. Литература: Архивы: Сопутствующие материалы: |