| ||||||||||||||||||
А.Крученых. Философская тройца (Ницше, Кант, Шопенгауэр) Публикуется в редакции 1922: А.Крученых. Апокалипсис в русской литературе. М., 1923 Ницше, как амазонка, не мог найти достойной пары и вечно-женственное ему заменила мудрость. «Мудрость есть женщина — признался базельский отшельник — я хотел бы иметь от нее ребенка». И так много лет он наслаждался своею мудростью и одиночеством. <>И, как поэт, воспел божество весело танцующее на острых ледяных вершинах. Он был поэтом но полюбил отвлеченную мудрость потому что любил одиночество, и бежал от книги (трижды опостылевшей) хотя весь был пропитан ею даже больше, чем одиночеством. Это был демон дерзкий до головокружения и утешало его лишь одно — божество сотканное из электрических да и нет, легконогое с воздушным станом, предчувствие босоножек Дункан, воплощение танцующей Саломеи – «я изобрел смех!.. выше выше подымайте свои ноги!» И снова тоже: ужас ссоры одинокого со всеми и сладкий мир и мир в границах я. Философские умы издревле были одиноки — и тень Ницше Канта и Шопенгауэра решительно бы потеряла свое значение без одиночества. Вяч. Иванов и Вл. Эрн в публичных лекциях не раз указывали, что Кант в своем феноменализме — евнух, а его категорич. императив бездейственный, старо-девственный. Феноменализм — гносеологическое, мировое одиночество. Но все же тайное умиление не покидало Кенигсбергского китайца, как страус зарывшегося в небесных песках. А кто знает какие неизъяснимые радости переживал Шопенгауэр любуясь созданной им картиной великой гибели мира, тот поймет многое! И череп Канта суровые брови Шопенгауэра и холодные вершины Ницше странно сливаются в одно дополняют друг друга и образуют легкий хоровод пляшущих туманных божеств у которых легкомысленны только ноги!.. И никакие весомые девушки лежавшие по бокам и согревавшие старость Шопенгауэра не могли соперничать с ними!., |