Следующий этап после футуризма в мировом движении искусства открыло беспредметное творчество, которое нужно рассматривать как новое миросозерцание, а не как живописное течение, захватившее все виды искусства и саму жизнь. Это движение есть протест духа против материализма. Восприняли его ранее других живописцы. Попутно отмечаю, что живопись, вопреки "всем отходным", которые поют ей "присяжные критики", захватывает все большее место в мировой культуре.
Первые лозунги беспредметного творчества объявлены в 1913 г. С самого своего наала беспредметное творчество идет путем анализа и пока еще, как движение молодое, не показало своего синтеза. Этим ценно оно в настоящий момент, момент страшного перелома, когда искусство, утеряв старые традиции, готово впасть в академизм, чтобы дать новый синтез. Но не синтез отроект новый путь, а анализ и изобретательство.
Если обследовать процесс беспредметного творчества в живописи, то найдем два момента: один - духовный, борьба против предмета и "изобразительности" за свободное творчество и и провозглашенные создания и изобретательство, и второй момент - углебление проф. требований живописи. Беспредметная живопись, потеряв литературный сюжет, должна была повысить качество своего произведения, которое у ее предшественников часто выручалось сюжетом картины. Живописцу стал предъявлять высокие, я бы сказала, научные проф.требования фактуры, мастерства, техники чем картина ставится в беспредметном творчестве на известный пъедестал живописной культуры.
Пока живописцы-беспредметники объиденены в касту, которая свои живописные принципы очищает от дилетантства и недоучек.
Конечно, рядовому "культурному" зрителю, медленно эволюционирующему в области понимания новых достижений, трудно поспеть за сдвигом беспредметников, идущих революционным путем завоевания новых открытий и имебщих за собой переходные шаги футуризма и кубизма. Но если взять за аксиому "преемственность", то беспредметное творчество есть логический и законный вывод из предшествующих этапов творчества живописи. Однако, тот же зритель, не будучи испоречен сюжетом в картине, не будучи "кульутрен" настолько, чтобы везде и всегда в искусстве требовать изобразительности, должен понять это искусство своим чувством, своей неиспорченной интуицией, как новую красоту, красоту разрыва, красоту освобождения живописи от векового заклятия-темы и воображения видимого.
В беспредметном творчестве вы не найдете ничего "знакомого", ничего "понятного", но не возмущейтесь этим, полюбите искусство, поймите положение "жить искусством", а не только его исследовать и разбирать, не только им случайно любоваться, не только исать в нем понятных вам сюжетов, изображенийжелаемых вами тем.
Беспредметное творчество пока еще только зарождение новой великой эпохи, невиденного до сего времени великого творчества, котороему предназначено открыть двери в тайны более глубокие, чем наука и техника.
Попутно надо заметить, что беспредметное творчество не создало своей доктринерской системы, и, может быть, в отличие от своих предков, никогда не создаст, вместив в себя тысячу возможностей и широкий простор для новых и новых достижений.
1918
Публикуется по: Варвара Степанова. Человек не может жить без чуда. М., "Сфера", 1994, сс. 48-50