| ||||||||||||||||||
Выставка русского авангарда в Гентском музее может оказаться полностью фальшивой Группа специалистов по русскому искусству подписала открытое письмо,в которых работы, представленные в музее Гента, описываются как «очень сомнительные». Показываем фото экспозиции и приводим аргументы специалистов. Об этом сообщает портал artnet. В числе экспертов, поставивших свои подписи — Александра Шатских (автор монографий о Малевиче), Наталья Мюррей (куратор лондонской выставки «Революция: Русское искусство 1917−1932 годов»), Вивиан Эндикотт Барнетт (автор каталогов-резоне Кандинского и Явленского), Константин Акинша, Джеймс Баттервик и многие и другие. Речь идет о выставке под названием «Русский модернизм», которая открылась в Музее изящных искусств Генте (MSK Ghent) 20 октября 2017 года, когда в постоянную экспозицию музея официально были включены 26 работ, предоставленных музею на условиях долгосрочной аренды Фондом Дилегем (Dielegem Foundation) российских коллекционеров Игоря и Ольги Топоровских. Инициатором обновления экспозиции стала директор музея Кэтрин де Зегер (куратор Московской Биеннале-2013). На подписи к этой работе указано авторство Василия Кандинского. Подпись к работе: «Казимир Малевич. Супрематическая композиция, 1922 — 1923»
Подпись к работе: «Ольга Розанова. Футуристическая композиция, 1915» Подпись к работе: «Наталья Гончарова. Евангелисты» Наконец, относительно третьей части коллекции процитируем дословно перевод статьи с французского, чтобы нюансы истории не потерялись при пересказе: «Самая важная часть коллекции состоит из работ, отправленных в музеи до прихода Сталина к власти, после чего социалистический реализм стал довлеть в региональных музеях, особенно в Украине. Игорь Топоровский, несомненно, вдохновленный своим украинским происхождением, решил использовать свои высокопоставленные контакты и обнаружил сокровища, которые он купил по очень умеренной цене в конце коммунистической эпохи. Он объединил частную коллекцию произведений Александры Экстер, а также часть коллекции Иосифа Орбели, бывшего директора Эрмитажа. Последний укрыл их в своей родной Армении, чтобы полотна избежали уничтожения по приказу Сталина». Подпись к работе: «Александра Экстер. Флоренция, 1913» В другой бельгийской статье, правда, указывается иной источник формирования собрания Орбели. Из этого материала следует, что после падения СССР государственные музеи распродавали свои фонды, и именно так Топоровский наполнял свое собрание. «…но в 1937 году Сталин хотел уничтожить искусство авангарда, и эти работы были скрыты в запасниках музеев. При падении советской империи многие из этих работ были вынуты из подвалов и выставлены на продажу по дешевке, поскольку ими никто не интересовался. Игорь Топоровский обнаружил, например, в Одессе коллекцию Александры Экстер и другие произведения из коллекции Орбели, директора Эрмитажа» Подпись к работе: «Василий Кандинский. Баварский пейзаж, 1909» Подписи к работам на фото выше: «Павел Филонов. Супрем (Supreme, 1914)», «Ольга Розанова. Супрематическая композиция, 1917», «Надежда Удальцова. Кубистическая женская фигура, 1914 — 1915», «Михаил Ларионов. Рыба, 1906», «Любовь Попова. Архитектоны, 1919». Представленные на выставке предметы и, для сравнения (иллюстрации под фото) — известные подлинные работы Казимира Малевича из собрания Государственного Русского музея (Санкт-Петербург). Казимир Северинович Малевич. Девушки в поле Казимир Северинович Малевич. Голова крестьянина Сомнения вызывает и то, что некоторые произведения из коллекции имеют явное сходство с работами из государственных музеев, при этом будучи модифицированными по одному и тому же принципу. Так, «Обнаженная» Татлина из Гента изображена стоящей — тогда как на полотне из Третьяковской галереи она сидит. Подпись к работе: «Владимир Татлин. Обнаженная, 1914» Владимир Евграфович Татлин. Натурщица …"Венера" написана сидящей — аналогичную женщину с таким же веером можно увидеть на картине Ларионова «Еврейская Венера» из Екатеринбургского музея в лежащем положении. Подпись к работе: «Михаил Ларионов. Обнаженная»
Экспертов настораживают масштабные планы, которые Гентский музей имеет относительно данного собрания. Подпись к работе: «Юрий Анненков. Синтетический пейзаж, 1919» Сообщается, что директор музея Кэтрин де Зегер не планирует ограничиться одним этим показом. Она собирается демонстрировать другие вещи из этой частной коллекции на другой, более масштабной выставке, запланированной в Гентском музее на конец 2018 года, и, кроме того, возможно, будет отправлять их в другие великие европейские музеи. На запрос портала Artnet пресс-секретарь музея сообщил, что музей не отвечает за подлинность произведений — это ответственность предоставившего картины коллекционера. |