Вчера практически сразу из Шереметьево, куда прилетела из еврейского Израиля - попала в Еврейский музей в Москве. Уж такой тупой каламбур, простите.
Была я в Еврейском музее впервые, простит меня Б-г. И да простит меня дорогой, золотой, обожаемый больше всех существ на земле за свой искусствоведческий подвиг (ни капли не шучу) Андрей Дмитриевич Сарабьянов! Но само это место (Еврейский музей) - ужасно смешное!
Бахметьевский гараж - клевое промышленное здание, подвергающееся с некоторых пор упорной джентрификации. В музее антитеррористический контроль - эффектней, чем в аэропорту! Примерно в сто раз эффектней! Антураж на входе в музей - буквально адский: живой огонь в решетках! парни со свирепыми лицами и металлоискателями! модные девицы под подозрением в злых умыслах! Безопасник нашел у девицы в сумочке нож. - У Вас же там нож!!! (с возмущением) - Да (невозмутимо, лениво). - А зачем? (уже с сомнением) - От бандитов (еще ленивей). - Но в Еврейском музее не может быть бандитов (с мягкой укоризной) - Но до Еврейского музея еще дойти надо! (все смеются).
Внутри музея освещение - кровавое! :). Уж не знаю - инфракрасное или просто крышки над ламочками закрасили. Имели ли дизайнеры в виду разоблачить фейк "крови младенцев", которых якобы едят евреи? Или подлинную кровь Холокоста? Непонятно.
Фоном играет атональная (авангардная) музычка. Сухо, долго, бесконечно, культурно.
Вход в пространство "временных экспозиций" - через фотовыставку "Прыжок" (всякие западные поп-звезды засняты в экстравагантных прыжках). Это дорогостоящий юмор а-ля папарацци. Эта галерея западных избыточных дурашливых прыжков приводит к залу выставки "До востребования. Авангард из провинциальных музеев. Часть вторая" (архитектор - Асс).
Выставка концептуально решена как тюрьма. Решетка на входе. Полутьма в загоне выставки - с выхваченными из нее (локальными освещениями) образами, созданными знаменитыми и полузабытыми художниками 1920-30-х.
"Главный смысл выставки, - мягко говорит в микрофон ее создатель Сарабьянов - как мне кажется, в том, что многие забытые люди тут представлены". У него есть потрясающее качество - не давить, не аффектировать, но "смотреть внимательно". Это обезоруживает и приковывает.
В некоторой посмертной экзальтации пару-тройку раз прохожу по экспозиции. Там есть "Дом в разрезе" Порет и Глебовой!!! Смешная (алогичная по цвету) вещь раннего Пименова. Безумный "Оркестр" Ульянова, который мечтала посмотреть вживую. Там много чего есть. Сто картин!
Но я тут, на этой выставке, конечно, имею свои интересы - где еще я бы смогла наблюдать угасание, профанирование розановского "преображенного цвета", как ни на этой выставке! Этой теме посвящен целый уголок экспозиции - Попова, Родченко, Древин, Удальцова… Уверена, что понимаю эту локальную экспозиционную задумку Андрея Дмитриевича правильно.
Прекрасная выставка!
А.Б.